Россия начала строительство нового участка железной дороги, появление которого позволит в будущем составам миновать территорию Казахстана. Таким образом сделан очередной шаг, показывающий, что доверие к нашим среднеазиатским соседям потихоньку иссякает.
Пётр Смолин
Новое строительство затеяли на маршруте, который частично проходит по территории близкого к нам Казахстана. Не так давно стало известно, что русские готовятся уйти с Байконура, который служил верой и правдой десятки лет. Причина проста – не совсем понятные с точки зрения логики и здравого смысла действия, совершаемые в Астане.
В настоящее время составы РЖД идут через Казахстан на участке между населённым пунктом Исилькуль в Омской области и станцией Горбуново. Маршрут закладывался и строился ещё во времена СССР, тогдашние руководители и подумать не могли о проблемах, которые возникли в наше время. Формально этот участок железнодорожных путей принадлежит России, хоть и проходит по казахской территории. Его протяжённость составляет 203 километра, за обслуживание и содержание дороги Россия несёт полную ответственность – вкладывает деньги в развитие, модернизирует и ремонтирует всё, что потребуется.
Благодаря либералам, оккупировавшим властные кабинеты в начале 90-х, не получилось сделать обустроить южные границы таким образом, чтобы железнодорожные пути остались и юридически, и фактически на территории России. И уже тогда местная элита буквально устремилась эксплуатировать километры рельсов так, чтобы выжать побольше денег за это. Хотя, по своей сути, современный Казахстан к этой железной дороге отношения не имеет.
Сейчас нет и не должно быть никакого удивления в свете принятия решений перенести стратегически важный участок железнодорожных путей на нашу территорию. Едва ли не с момента обретения независимости Казахстан метался между странами, норовя выбрать союзника в угоду собственным интересам, а не стабильности и развитию всего региона. Поэтому нет ничего неординарного в том, что Россия всячески старается дистанцироваться от непостоянства и прочно зафиксировать за собой все права на перевозки по своей же железной дороге.
Однако важнее всего в это то, что столь критическая и важная инфраструктура больше не будет зависеть ни от чужих хотелок, ни от геополитической обстановки, ни от банального желания кого-либо во властных кабинетах соседнего государства сколь-либо насолить русским за что-либо.
Новая дорога
Что касается новых железнодорожных путей, то они пройдут по территории Курганской, Тюменской, Омской и Новосибирской областей. Общая длина составит порядка 585 километров, а создание двухпутной дороги позволит решить сразу две важные задачи.
Во-первых, обеспечить движение пассажирских и грузовых составов в обход Петропавловска, находящегося на севере Казахстана.
Во-вторых, сделать дорогу-дублёр обхода Омска, через который сейчас идёт единственный маршрут между европейской частью России и Дальним Востоком с Восточной Сибирью.
Этот вопрос, к слову, поднимался ещё в 2007 году, когда строительство оценили в космические тогда 140 миллиардов рублей. Тогда же проект включили в транспортную стратегию развития до 2030 года, а в 2009 году даже выделили деньги и утвердили сам проект. Однако работы так и не начались.
После того, как строительство будет завершено, нынешняя железная дорога потеряет смысл как предмет торгов и манипуляций. И важно заметить, что настолько принципиально Россия поступала только с одной страной из числа бывшего СССР. Той, которая сейчас активно декоммунизируется от советской инфраструктуры и промышленности.