Внедрение интернета, как общемирового коммуникатора ознаменовал ускорение всех социальных, культурных и научных процессов. Быстрый обмен информацией есть важнейший критерий консолидации знаний. Это отразилось в уходе с авансцены «лидерских» научных школ, десакрализации авторитетов и переход к групповому лидерству. Наступила эра глобальных, коллективных и инклюзивных подходов. Конструкционизм увлёк нас в бесконечный поток контекста, усиленный ростом социально-политических движений, а ныне мультикультурализмом. Отрыв означающего от означаемого – феномен, который так точно сформулировал Жан Бодрийяр – вот проблематика современности.
Основным пассионарным фактором гуманитарных подходов представляется рефлексивное сознание, которое делает невозможным точный прогноз, мешает свести человека к рациональной и заведомо просчитанной субстанции. Наоборот, такое мышление создаёт живое творчество и в тоже время является ключом к ответственности. Это особенно важно в наступившем информационном укладе жизни, где технологии делают человека инфантильным и упрощённым. Экзистенциальная терапия ищет скрытые пласты смыслов, мифы и символы, что является по сути спасательным кругом для современного человека, тонущего в выхолащивающей смыслы информационной повседневности. И тем не менее классика остаётся. Мы можем бесконечно конструировать смыслы, но нам по-прежнему нужен объект и знания о нём. Это тот фундамент, тот старый чугунный якорь, который по-прежнему решает вопросы большинства и удерживает корабль знаний в потоке нарастающей энтропии. Любой Порядок рождается из первозданного Хаоса. Порядок нарастает, централизуется, обрастает системами, подсистемами, религиями, знаниями, науками, методами, дисциплинами, классами, партиями, группами, ячейками. Затем усиливаются противоречия. Центробежные силы запускают феномен нарастающей энтропии. А затем Порядок распадается и возвращается в исходное состояние Хаоса, чтобы когда-нибудь возродиться вновь. Люди боятся Хаоса, так как мнят себя существами разумными, рациональными и упорядоченными. Преодолевшие это естественное для человека состояние сенсорного самообмана, достигают просветления. Но, сейчас время формирования нового порядка, и путь к нему лежит в гуманитарных подходах, и больше даже не в них самих, а в тех потенциях симбиоза с естественнонаучной классикой, которые позволяют смело исследовать, не отрываясь от основ.
Ни одна система не содержит доказательств собственной истинности. Более того, в каждой, созданной людьми конструкции, существуют не только противоречия, но и пустоты, через которые неумолимо утекают смысл, прочность и логика. Противоречиями необходимо овладевать. Утечка смысла так же неизбежна как вечное противоборство Иерархии и Свободы. Право и мораль тысячелетиями регулировали деятельность человека. Этический кодекс психолога - уже междисциплинарная история, которая относится и праву и к морали. Первое диалектическое противоречие, с которым мы сталкиваемся, заключается в том, что мы не можем не регламентировать, но, упорядочивая и структурируя, мы неизбежно будем устаревать и терять смысл.
Интересный факт, что, не смотря на более горизонтально выстроенное американское общество, там этический кодекс психолога АРА (Американской Психологической Ассоциации) более глубоко интегрирован в область права, нарушения которого влечёт неизбежные юридические последствия, нежели чем кодекс РПО (Российского Психологического Общества) интегрирован в законодательство нашей страны, хотя российское общество в целом исторически отличается иерархичностью и вертикальной интегрированностью, во всяком случае со времён Ивана Грозного, когда началось строительство единого государства на просторах Евразии. В целом любая этика архетипически обусловлена культурным контекстом. То, что американец посчитает ригидностью, немец воспримет как благо стабильности. Авторитаризм поляк однозначно посчитает ругательством, а для русского человека это скорее благо, так как подразумевает единство страны, безопасность и справедливость. И это только в рамках европейской цивилизации. Чего уж говорить о традиционных обществах Востока во всём их многообразии: родоплеменная иерархия ислама; китайская ода дисциплине и этике (легизм и конфуцианство); индийская жёсткая общинная стратификация с ориентированностью на неизменяемые веками нормы поведения, стремление к мокше и аскезе с обязательной идеей Воздаяния; созерцательность и не-деяние даосизма и буддизма – всё это невероятное культурное разнообразие создаёт палитру этических норм поведения в разных культурах.
Переходя от общего к частному, хочется привести те качества психолога-учёного, которые выделил Константин Андреевич Рамуль, и которые на мой взгляд наиболее релевантны нашей культурной среде:
1) Энтузиазм по отношению к работе и ее задачам;
2) Прилежание – способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду;
3) Дисциплинированность;
4) Способность к критике и самокритике;
5) Беспристрастие;
6) Умение ладить с людьми.
Этика работы психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях. Идеалы свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания справедливого, гуманного, процветающего общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формулируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются его профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает, и при которых усилия психолога приносят реальную пользу.
Как все эти прекрасные слова и верные формулировки связаны с реальной практикой? Привлекают внимание категории пользы, упрочнения профессионализма, восприимчивости к критике и способности к самокритике. Ни к сожалению, ни к счастью – люди верят в свои идеи. Просто так есть. Люди тщеславны. Они верят так слепо и так эгоистично, что теряется принцип пользы и пропадает восприятие критики. Как описывал А. Эйнштейн свои впечатления о З. Фрейде – у старика был беспощадный взгляд, и никакая иллюзия не смогла бы убаюкать его, кроме веры в собственные идеи. Иван Ильин писал о том, что имеет принципиальное значение о том, во что верить, ведь можно верить в абсолютную чепуху.
А англосаксонский законодатель Иеремия Бентам предлагал руководствоваться принципом пользы, при этом добавляя, что любое ограничение свободы – это зло, и тем, кто собирается заниматься законотворчеством, всегда предстоит делать выбор между злом большим или меньшим. Нерв этой истории в том, что мы должны, обязаны придумывать и закреплять целый кодекс для того, чтобы принудить выполнять то, что как теорию одобрят все. Но, мы точно знаем, что, если отсутствует элемент структуры, принуждения, то следовать не будут точно. Как известно, практика – критерий истины. И в практике всегда есть ты, со всем своим опытом и самомнением, и человек, которому необходимо помочь.
И вот вопрос, который будет актуален всегда: а способен ли ты? Проявлять одновременно энтузиазм и беспристрастность вовсе не так легко, как кажется. Что ты любишь больше: дело или себя в этом деле? Примерно к этим вопросам и честным ответам на них сводится бытие в помогающей профессии. Кто интенсивно работает, тот видит правду без прикрас. Забронзовевшие учёные мужи, дрожащие над свои авторитетом, и страшащиеся открытий, посредственные псевдопсихологи с дипломами, где стоит гербовая печать, но до сути очень далеко, люди, которые не желают исцеления, а ищут только «золотую таблетку» в виде психолога – всё это солдаты и сержанты той самой армии недоучек, о которой писал Григорий Соломонович Померанц. А самое главное, что всё это «в тренде» современности и противиться этому бесполезно. Цифровое информационное общество убирает человека из метафизического центра. Человек становится второстепенным, он теперь не альфа и омега всего сущего, и многие уже почувствовали это на себе. При всех издержках и шероховатостях, психология – это форпост, маяк для мира людей. Только ей одной пока интересен человек как таковой, он её по-прежнему изумляет и вдохновляет.
Этический кодекс психолога, какой бы тщетной ни была эта попытка привить человеку доброе и вечное, объективно работает на сохранение человека как такового. Поэтому не ждите благоприятных условий – их не будет. Рефлексируйте и развивайтесь, потому что его величеством случаем овладевает тот, кто ожидает его и предвосхищает в своей подготовке.
Храните любовь в ваших сердцах!
Автор статьи:
Максим Платонов,
психолог.