Учитель кладет на двух проволоках классных счетов по 6 шариков.
-Сколько шариков положено на верхней проволоке? Сколько на нижней? Что можно сказать про шарики на верхней и нижней проволоках?
-На обеих проволоках шариков поровну. На верхней проволоке столько шариков, сколько на нижней.
Учитель сбрасывает с нижней полки 2 шарика.
-Поровну ли теперь шариков на верхней и нижней проволоках? На которой меньше? Сколько шариков нехватает теперь на нижней проволоке?
-Нехватает двух шариков
-Это можно сказать по-другому: на нижней проволоке меньше на 2 шарика. Вместо “нехватает двух шариков” будем говорить меньше на 2 шарика. Нехватает четырех кубиков. Как это сказать иначе? Я нарисовал 6 палочек. Теперь я хочу, чтобы тут стало на 3 палочки меньше. Как это сделать?
-Надо стереть 3 палочки.
-На планке стоит 12 кубиков. Сделайте, чтобы здесь стало двумя кубиками меньше. Как это сделать?
-2 кубика снять или отнять.
-Отложите у себя на парте слева 10 палочек, а справа на 3 палочки меньше. Отложите теперь справа 9 палочек, а слева на 4 палочки меньше. Нарисуйте в тетради на одной строчке 7 крестиков, а на второй строчке меньше на один крестик.
-Наш коридор имеет в длину 11 метров, а класс короче коридора на 4 метра. Какой длины наш класс? Что значит “короче на 4 метра”?
-Меньше на 4 метра.
-Что же надо сделать, чтобы узнать длину класса?”
-От 11 м отнять 4 м, получится 7 м.
-Запишите это.
-11-4=7
-От 7 отнимите 2, сколько будет? что меньше - 5 или 7? Значит, когда мы от 7 отняли 5, то мы уменьшили число 7. Что же мы сделали с числом 7? Сколько отняли мы от 7? Насколько уменьшили мы число 7? Как мы уменьшили 7 на 2?
-От 7 отняли 2.
-Запишите это.
-7-2=5
-Уменьшите 5 на 3. Сколько будет? Как это сделали? Уменьшите 15 на 4; 11 на 2; 20 на 5; 15 на 10 …
Обобщение: если какое либо число надо уменьшить на 5, надо от данного числа отнять 5. А если данное число надо увеличить на 5, надо к нему прибавить 5.
Дальше следует решение задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.