Найти в Дзене

Он нашел ее после войны…

Моя бабушка Зина - Зинаида Ивановна, если быть точнее, прошла войну с 1943-го по 1945 год. Сразу после школы она закончила курсы связистов в своей родной Уфе и отправилась на фронт. Бабушка оказалась под Ленинградом, участвовала в снятии блокады, навидалась столько всего, что даже порой плакала, рассказывая мне, внучке, о тех временах… Об этом мне и сейчас, когда бабушки нет с нами уже много лет, вспоминать трудно. Зато как она рассказывала историю своего знакомства с будущим мужем! Это была уже другая старушка – веселая, со светящимися глазами и звонким голосом! Правда, потом, рассказав всю историю, бабушка долго вздыхала и вспоминала своего Гришеньку – мужа, моего дедушку, который ушел из жизни еще в 70-е годы от последствий фронтовых ранений. Дед – летчик фронтового бомбардировщика - два раза был сбит и один раз даже горел в своем самолете, но все же посадил его. Я то деда не помню и никогда не видела – его не стало тогда, когда моя мама еще даже замуж не вышла… Так что я его предс

Моя бабушка Зина - Зинаида Ивановна, если быть точнее, прошла войну с 1943-го по 1945 год. Сразу после школы она закончила курсы связистов в своей родной Уфе и отправилась на фронт.

Бабушка оказалась под Ленинградом, участвовала в снятии блокады, навидалась столько всего, что даже порой плакала, рассказывая мне, внучке, о тех временах… Об этом мне и сейчас, когда бабушки нет с нами уже много лет, вспоминать трудно. Зато как она рассказывала историю своего знакомства с будущим мужем! Это была уже другая старушка – веселая, со светящимися глазами и звонким голосом! Правда, потом, рассказав всю историю, бабушка долго вздыхала и вспоминала своего Гришеньку – мужа, моего дедушку, который ушел из жизни еще в 70-е годы от последствий фронтовых ранений. Дед – летчик фронтового бомбардировщика - два раза был сбит и один раз даже горел в своем самолете, но все же посадил его. Я то деда не помню и никогда не видела – его не стало тогда, когда моя мама еще даже замуж не вышла… Так что я его представляю только по рассказам бабушки и немногочисленным сохранившимся фотографиям, на которых он в орденах и медалях. Дедушка был кавалером двух орденов Красного Знамени, орденов Отечественной войны и Красной звезды. Но могу себе представить, что был он не просто героем и красавцем, а еще и очень любил свою Зиночку. Почему я так думаю – узнаете из дальнейшего рассказа…

В 1944 году, когда прорвали и сняли блокаду Ленинграда, соединились два фронта - Ленинградский и Волховский. Советские войска тогда освободили Великий Новгород, Псковскую область, наши передовые части вышли на территорию Прибалтики, освобождая ее от фашистов. Бои были тяжелыми и кровавыми, но и для отдыха время тоже находили.

Бабушка вспоминала, что, когда освобождали Ригу, случилось время затишья перед боем. Первым делом, конечно, девчонки-связистки постирались, искупались в полевой баньке, нарядились в чистую и выглаженную форму. Ну а потом – молодость взяла свое и девчонки-связистки с разрешения командования устроили песни-пляски, вытащив трофейный патефон. На звуки музыки пришли летчики с соседнего аэродрома. Девчонок много – летчиков мало, так что танцевали в основном девушка с девушкой.

Правда, бабушка все же умудрилась целых два раза станцевать с красавцем-летчиком, причем с одним и тем же (за что потом, кстати, получила выволочку от своих подружек!). Но танцы - танцами, а служба – службой. В батальоне связи была строгая дисциплина: в 10 часов старшина подавал команду и связистки строились на вечернюю поверку. Ребята-летчики с девочками попрощались и отправились к себе на аэродром. А летчик, с которым бабушка дважды танцевала, и спрашивает: «Как звать тебя, красавица?» – «Зина». – «Зина, я Гриша! Дай мне свой адрес. Может, кончится война, живы останемся, встретимся?». Бабушка и оставила свой домашний адрес… Хотя ни на какую встречу, конечно, и не надеялась – война же шла, какие там встречи…

Но всю войну бабушка прошла даже без единого ранения . Демобилизовавшись, вернулась на родину, поступила в пединститут, училась заочно, работала пионервожатой…

Как-то приходит домой (в этот момент рассказа бабушка вдруг особенно расцветала), видит, стоит у подъезда ее бабушка и широко улыбается. «Что такое?» Открывает дверь в квартиру, а там стоит летчик, высокий, красивый, в орденах… Тот самый Гриша, с которым она танцевала под Ригой! Он закончил войну в Берлине, сохранил адрес и, как и обещал, приехал… Когда бабушка и дедушка расписались, ей было 20, а ему 24 года.