Найти тему
IZHLIFE

Надо, должен, нельзя: для чего нам нужен внутренний родитель

   Надо, должен, нельзя: для чего нам нужен внутренний родитель
Надо, должен, нельзя: для чего нам нужен внутренний родитель

Дети не у каждого есть, но по-родительски отчитывать кого-либо это не мешает. IZHLIFE вместе с психологом Анастасией Шакировой разобрались, для чего нам нужна еще одна субличность – внутренний родитель.

Что такое внутренний родитель

Понятие внутреннего родителя ввел Эрик Берн. Это состояние – наша совесть и отражение того, как авторитетные взрослые вели себя с нами. Внутренний родитель побуждает нас жить в позициях:

  • надо
  • должен
  • нельзя
  • обязан

Внутренний родитель может быть:

  1. Заботливым. Если рассматривать в позитивном ключе – это мотивация и вера в себя, а если в негативном – гиперопека.
  2. Критикующим. Мы смотрим на мир сверху вниз: критикуем себя и всех вокруг.
  3. Авторитарным. Он как раз подавляет ребенка позициями «надо», «нельзя», «должен» и объясняет, что конкретно нельзя.

Внутренний родитель отвечает за наше отношение к деньгам. Он выступает в роли накопителя и надзирателя, из-за которого мы можем отказывать себе в чем-то: «Зачем тебе новый телефон, если ты купил старый меньше полугода назад? Нельзя».

Ранее Анастасия Шакирова рассказывала о внутреннем ребенке. Внутренний родитель – это второе эго-состояние человека. Когда они общаются между собой, то возникает конфликт. Условно, ребенок будет вопить «хочу», а родитель – «нельзя», из-за чего они могут ни к чему и не прийти.

Как контролировать внутреннего родителя

Внутренний родитель нужен нам, чтобы:

  • адекватно оценивать свои возможности
  • соблюдать законы нашей жизни

Контроль этого эго-состояния заключается в контроле позиций. Если «надо» в вашей жизни преобладает, значит, нужно работать над этим.

Важно контролировать внутреннего родителя, когда мы ставим себе цели. Он нужен нам в таких ситуациях для контроля выполнения задач.

Пример из жизни

История произошла на заправке. Женщина припарковалась у колонки и заправляла автомобиль. Бензин шел медленно, поэтому стоять пришлось долго. Настолько, что мужчина позади не вытерпел, вышел из машины и начал отчитывать водительницу за медлительность: «Ты что, машину не можешь заправить? Мне ехать уже надо! Сколько можно?» На что получил от женщины: «Есть еще две свободные колонки. Надо – езжай на них, а не торопи людей».

Мужчина пробыл в ступоре, но потом перепарковал машину и заправился. Оба участника этой истории общались в состояниях родителей. Поэтому и поняли друг друга. Если бы, например, женщина ушла в состояние внутреннего ребенка, то случился бы конфликт. Поэтому важно прислушиваться, как с нами говорит человек. Чтобы определять, с чьей позиции он говорит, ребенка или родителя. И уже отталкиваясь от этого, разъяснять ему что-либо.