Найти тему
Издательство "Гангут"

25 ИЮНЯ 1941 ГОДА

00.20. Аэродром Лагсберг, КП 13-го иап. Оперативный дежурный полка принял приказание командира 10-й абр, в содержательной части которого полку ставилась задача «…атаковать 7 транспортных кораблей противника в 20 км севернее острова Осмусаар».

Начиная с 00.58 4 истребителя типа И-16 из состава 1-й аэ 13-го иап вылетали на нанесение бомбового удара по транспортным кораблям противника, обнаруженным севернее о. Осмусаар. Самолеты взлетали парами с интервалом в 6 минут. Группу на цель повел командир 1-й аэ 13-го иап майор М.Т. Леанович. В 01.33 все истребители эскадрильи выполняли посадку с бомбами на аэродроме вылета. По докладу ведущего группы, каравана судов противника они не нашли.

02.30. СССР, г. Москва, Народный комиссариат ВМФ. Нарком ВМФ СССР адмирал Н. Г. Кузнецов подписал телеграмму № 261/ш о начале боевых действий против Финляндии. Этот документ был реализацией подписанного ранее приказа наркома обороны СССР маршала С.К. Тимошенко о начале боевых действий против союзницы Германии.

Автор считает необходимым привести текст телеграммы в том виде, в каком она сохранилась в архиве: «25 июня 1941 г. Военным советам СФ и КБФ. О начале боевых действий против Финляндии. Начать боевые действия против Финляндии. Действия авиации увязывать с армейской авиацией».

Все последующие действия 10-й абр были непосредственно связаны с реализацией приказа наркома ВМФ СССР.

03.30. Аэродром Лагсберг, КП 13-го иап. Командиру 13-го иап из штаба 10-й абр поступило приказание начальника штаба бригады полковника Ф. Ф. Попова: «Подготовить к вылету 1 авиационную эскадрилью майора Леанович для сопровождения бомбардировщиков на Ханко, с последующей посадкой эскадрильи на Ханко». Выполняя приказ главкома ВМФ о начале боевых действий с Финляндией, авиация бригады начала подготовку по нанесению бомбового удара по финскому аэродрому Турку.

Калька, подготовленная штабом 13-го иап. Находится на хранении в филиале Центрального архива Министерства обороны (ЦВМА. Ф. 989. Оп. 7. Д. 1. Л. 5)
Калька, подготовленная штабом 13-го иап. Находится на хранении в филиале Центрального архива Министерства обороны (ЦВМА. Ф. 989. Оп. 7. Д. 1. Л. 5)

04.55. Аэродром Пернов. 2 бомбардировщика типа СБ из состава 5-й аэ 73-го бап вылетали на поиск броненосца береговой обороны финских ВМС «Вяйнямейнен». Выполняя полет, экипаж в точке с координатами: Ш = 59º 50´, Д = 24º 30´ обнаружил 4 торпедных катера противника, следовавших курсом 90º. В 07.47 оба бомбардировщика вернулись на аэродром вылета.

05.40. Аэродром Кара-Вере. 8 бомбардировщиков типа СБ из состава 4-й аэ 73-го бап взлетели на нанесение бомбового удара по аэродрому г. Турку.

В 06.22 бомбардировщики сбросили бомбы на стоянку самолетов. По докладу экипажей, разрывы легли по линии стоянки самолетов противника. В 08.05 бомбардировщики вернулись на аэродром вылета.

05.40. Аэродром Пернов. 1 бомбардировщик типа СБ из состава управления полка, 2 бомбардировщика типа Ар-2 из состава 1-й аэ, 1 бомбардировщик типа Ар-2 из состава 2-й аэ, 8 бомбардировщиков типа СБ из состава 3-й аэ и 9 бомбардировщиков типа СБ из состава 5-й аэ 73-го бап вылетали на бомбометание по аэродрому Турку. Эскадрильи имели целями служебные постройки и рулежные дорожки, расположенные на аэродроме противника. Группу повел заместитель командира полка капитан А. Х. Никоноров.

-3

В журнале учета боевых действий 73-го бап результаты бомбометания позже были записаны следующим образом: «В результате бомбового удара на аэродроме г. Турку были разрушены служебные здания, разбиты бетонные рулежные дорожки». Бомбардировщики 73-го бап в составе самолетов авиации Балтийского флота приняли участие в налете на финские аэродромы вместе с бомбардировщиками Северного фронта. Советские самолеты нанесли массированный удар по 19 аэродромам Финляндии.

В общей сложности в налете на финские аэродромы участвовали 236 бомбардировщиков и 224 истребителя. Позже появились данные о том, что в ходе первого налета советских ВВС на аэродромы противника на земле был уничтожен 41 самолет финских ВВС. Со своей стороны, финские источники утверждали, что они сбили 23 советских самолета.

Для сопровождения бомбардировщиков на Турку в 05.40 с аэродрома Лагсберг взлетели 11 истребителей типа И-16 из состава 1-й аэ 13-го иап. Эскадрилью повел командир 1-й аэ 13-го иап майор М.Т. Леанович.

В 06.50 эскадрилья майора М. Т. Леановича выполнила посадку на аэродроме Ханко. Ко времени посадки 1-й авиационной эскадрильи с аэродрома Ханко уже взлетели истребители 4-й эскадрильи майора Л. Г. Белоусова для сопровождения бомбардировщиков 73-го бап. По докладам летчиков 1-й и 4-й аэ, прикрываемые бомбардировщики потерь от действия ПВО и истребителей противника не имели.

Автор, исследуя потери авиации ВВС КБФ в начальный период Великой Отечественной войны, также не обнаружил документальных подтверждений потерь авиации КБФ, понесенных при выполнении этой боевой операции. В оперативной сводке № 4 штаба 10-й абр ВВС КБФ, составленной на 19.30 25.06.1941 г., нет никаких указаний о потерях самолетов противника, понесенных в результате действий 73-го бап.

Аналогично нет сведений о потерях с нашей стороны. В части, касающейся информации о действиях 73-го бап, есть только запись следующего содержания: «73 АП оперативную сводку представит дополнительно». 05.50. Аэродром Таллин. 3 истребителя типа И-153 из состава 2-й аэ 71-го иап вылетели на охрану ГВМБ.

В 06.00, барражируя на высоте 250012 метров в районе ГВМБ, истребители атаковали бомбардировщик противника типа Ю-88. Летчики, преследуя противника в районе устья Финского залива, попытались сблизиться и обстрелять его. Однако самолет противника боя не принял и со снижением ушел на север.

В 06.59 все самолеты звена вернулись на аэродром вылета. 06.55. Аэродром Лагсберг. 1 истребитель типа И-16 из состава 2-й аэ 13-го иап, пилотируемый командиром авиаэскадрильи капитаном В. Ф. Шодиным, взлетел для перелета на аэродром Керстово. Летчик вылетал для того, чтобы на следующий день привести на аэродром Лагсберг те самые 8 истребителей типа И-16, вооруженные пушками и балками-держателями для снарядов РС, те самые, которые техники полка начали приводить в боевое состояние еще с ночи 22.06.1941 г.14. 08.00. ЭССР, г. Таллин, КП КБФ.

-4

В Военный совет КБФ из ГШВМФ поступило уточнение по целям для активных действий КБФ при ведении войны на Финском фронте. Ниже приведены выдержки из этого документа, только в той части, которая касается задач для действий авиации 10-й абр: «25 июня 1941 г. Военному совету КБФ. Об уточнении задач флота на боевые действия против Финляндии. № зн/113 Нарком приказал: в числе активных действий против Финляндии предусмотреть: 1. Удар авиацией… по кораблям в финских водах. 5. Бомбардировочные действия авиации в Ботнике15. 6. Подавление батарей и сухопутной обороны в районе Ханко… и истребительной авиации. Алафузов»

1 истребитель типа И-16 из состава 2-й аэ 13- го иап, пилот лейтенант М. Я. Васильев, вылетал на барражирование в районе ГВМБ. В 11.37 истребитель вернулся на аэродром вылета. Лейтенант Васильев докладывал, что в море он видел много кораблей, идущих на Таллин, навстречу им летчик наблюдал движение транспортных кораблей. Самолетов противника в воздухе лейтенант Васильев не встретил. 13.05. Аэродром Кара-Вере. 9 бомбардировщиков типа СБ из состава 4-й аэ 73-го бап вылетали на выполнение бомбового удара по южной части ВМБ Либава. В 14.20 экипажи сбросили по противнику 54 бомбы калибра ФАБ-100.

Бомбы легли по причальной линии 2 канала. Были разрушены склады и причалы. В порту возник пожар. В 15.45 все бомбардировщики вернулись на аэродром вылета. 13.47. Аэродром Таллин. 3 истребителя типа И-153 из состава 4-й аэ 71-го иап вылетали на патрулирование воздушного пространства над ГВМБ. В 14.15 в районе Роги (Рогервик, см. залив Палдиски) звено произвело атаку самолета противника неустановленного типа. Атака была безуспешной, поскольку самолет противника оторвался от преследования, спикировав в направлении моря. В 14.50 истребители вернулись на аэродром вылета19. 14.19. Аэродром Лагсберг, штаб 13-го иап. Командир авиабригады приказал командиру 13-го иап выслать 2 истребителя И-16 навстречу самолету противника, который был обнаружен постами ВНОС в районе о. Нарген на высоте 4000–5000 метров. В 14.25 на перехват воздушного противника вылетел И-16, пилотируемый ст. политруком П. И. Сидориным. В 15.15 истребитель вернулся на аэродром вылета. По докладу летчика, самолет противника в воздухе он не нашел. 15.25. Аэродром Лагсберг. 5 истребителей типа И-16 из состава 2-й аэ 13-го иап, ведомые капитаном А. К. Антоненко, взлетели для перехвата самолетов противника в районе о. Нарген. По докладу заместителя командира 2-й аэ капитана А. К. Антоненко, восточнее о. Нарген на высоте 3000 метров им лично был сбит самолет противника типа Ю-86.

В этом документе зафиксированы место боевого столкновения с противником и место падения вражеского самолета. Это был первый самолет противника, сбитый летчиками Балтийского флота в наступившей войне. Позже эпизод со сбитием самолета противника вошел в оперативную сводку штаба ВВС КБФ № 6, составленную на 20.00 25.06.41 г. в следующем виде: «15.35, на высоте 3000 метров, севернее о. Наргена, капитаном Антоненко сбит самолет противника Ю-86к, факт сбития подтверждают части СНиС, наблюдавшие падение самолета».

© А. В. Кириченко

Перед Вами фрагмент из книги "Лето 1941 года. Том 1"

Ещё больше интересной информации и сами книги у нас в группе https://vk.com/ipkgangut

Друзья, если статья вам понравилась - поддержите нас лайком и/или репостом, напишите комментарий. Наш канал - молодой, нам очень важно ваше мнение и поддержка!