Найти в Дзене
ТЕМА. ГЛАВНОЕ

Продолжают приторговывать Россией: о чем депутаты Госдумы не спросили Набиуллину

На днях председатель Центробанка Эльвира Набиуллина выступала в Госдуме с годовым отчетом – такая процедура прописана в законе. Но если у любого российского гражданина к лучшему работнику Международного валютного фонда накопилась масса вопросов, то у российских парламентариев их не оказалось.

Вывод может быть только один: или депутаты Госдумы все как один дремучие и малограмотные, что, кстати, близко к истине. Или они действуют заодно с главой ЦБ – распродают остатки России.

За несколько дней до этого она выступала в профильных комитетах. Никто из депутатов не спросил её, про отток капитала.

Отток капитала из РФ в 2023-м вернулся к довоенному уровню. Около $100 млрд в год. Но есть одна важная и незаметная разница. До начала СВО примерно половину оттока формировали нерезиденты (иностранцы). Они в основном выводили из РФ доходы от прямых и портфельных инвестиций, плюс торговля акциями. Теперь же малую часть оттока формируют прямые переводы за рубеж, а большая часть уходит на выкуп активов у нерезидентов.

Сразу же вопросы: сколько же активов в РФ было во владении нерезидентов, если на третий год СВО на их выкуп тратятся десятки миллиардов долларов? Почему выкуп активов идёт в разгар тяжелейшего военного и экономического конфликта? Нельзя было отложить процедуру до урегулирования ситуации? Ещё один вопрос: не является ли выкуп активов у нерезидентов прикрытием, под которым из РФ осуществляется прямой вывод капитала. Про возможное мошенничество даже не говорим.

Никто из депутатов не спросил её про $24,8 млрд российских инвестиций в капиталы иностранных компаний.

А тем временем, в годовом отчёте работы Центробанка, представленном Госдуме, на странице 31 есть интересный параграф «Прямые инвестиции». В нём указано, что в 2023 году возросло инвестирование в капиталы иностранных компаний, достигшее $24,8 млрд по итогам года.

Это интересная цифра, но деталей по потокам капитала ЦБ не раскрывает. Для сравнения, инвестирование в российскую экономику со стороны резидентов составило меньшую сумму: $20,7 млрд. Депутатам бы задать Набиуллиной вопрос, что за инвестирование в капиталы иностранных компаний в разгар военного конфликта? Вопрос не праздный. С одной стороны, это прямой отток капитала. Но и отток может быть разный. Ясности пока нет.

ЦБ сообщил, что доля рубля в экспортных расчётах выросла в феврале до 41,6%. Это максимум с августа 2023 года. В импорте рубль занял 38,1%. Для, сравнения, доля юаня — в экспорте 30,2%; в импорте 32,3%.

При растущем экспорте и стабильном импорте, на фоне обязательной продажи валютной выручки крупнейшими экспортёрами (в одном только марте экспортеры продали $12,1млрд), рубль должен был укрепляться. Но этого не происходит и не произойдёт. Потому что рубль, даже при высокой доле во внешнеторговых операциях, остаётся технической валютой.

Рубль нужен только, чтобы провести сделку, после чего субъекты рынка от него избавляются. По данным ЦБ, основным покупателем иностранной валюты на бирже являются иностранные банки. Для кого они покупают валюту – неизвестно. Но можно догадаться (отток капитала). Рубли покупают в основном иностранные нефинансовые компании — для оплаты экспорта.

Пока рубль не станет резервной валютой, он будет оставаться валютой технической, как талон, дающий право на покупку. Но у российских властей нет планов сделать рубль резервной валютой.

Ни один депутат Госдумы не задал ни одного значимого вопроса. Поэтому Набиуллина, быстро исполнив формальную процедуру отчета, ринулась докладывать своим хозяевам о том, что все под контролем и Россия с колен не встанет! А то те в последнее время забеспокоились...