Бретонния — одно из самых великих королевств Старого Света, почти равное Империи по размеру, богатству и могуществу. Земли Бретоннии раскинулись от Серых гор на востоке до Великого океана на западе. На юге королевство граничит с Эсталией и Тилией, а на севере его скалистые берега омывает море Когтей.
Территория, сейчас известная как Бретонния, некогда была заселена высшими эльфами Ултуана. В те времена они выстроили здесь порты, дворцы и башни, чтобы поддерживать и защищать свои колонии в Старом Свете. Эти города и башни сейчас лежат в руинах. Эльфы покинули земли после долгой войны с гномами, которые расселялись к западу от Краесветных гор. Гномы, в свою очередь, тоже отступили, когда их горные дома были разрушены землетрясениями и возросшей вулканической активностью. Земля стала прибежищем орков, гоблинов и примитивных человеческих племён, предков бретоннцев.
Бретонния получила своё имя от наиболее могущественного из этих племён – бретоннов. Под руководством своего великого вождя Жиля ле Бретона бретонны были объединены в единую нацию под девизом кодекса чести и рыцарства.
Бретоннцы начали селиться и возделывать землю под постоянной угрозой нападения орков и гоблинов. После столетий непрекращающихся войн бретоннцы отвоевали наиболее плодородные области и изгнали врагов в леса и холмы. Войны продолжились – появились новые соперники. Флот мертвецов вторгался на западные побережья. Скавены явились с юга, воины и мародёры Хаоса пересекали море Когтей и атаковали с севера, делая мгновенные высадки и опустошительные набеги. Благодаря такой постоянной угрозе и войне поколения бретоннцев всё более закалялись, передавая по наследству смелость и величие своих предков. Таким образом, было сформировано рыцарство Бретоннии, которое защищает земли своего королевства денно и нощно.
В отличие от Империи, климат Бретоннии более мягкий, и земли этой страны намного проще возделывать. Массивы лесов и необжитые районы разделены обширными участками полей и долин, которые поделили между собой феодалы. Это богатая, сильная страна рыцарей.
Многие города темны и ужасающи: крестьяне трудятся на грязных улицах, пока аристократия, не обращая внимания на их трудности, живёт в богатстве и роскоши. На большей части сельской местности законы не действуют, и переезд от одного города до другого порой возможен только с хорошим телохранителем. Только рыцари могут путешествовать одни по этим грязным дорогам, их разбитой брони, ниспадающих плащей и амулетов, зловещих шлемов и высоких копий достаточно, чтобы отпугнуть любого разбойника.
В дикой местности странствуют маленькие группы рыцарей-в-Поиске, украшенных эмблемами лилии как символа их намерений найти Грааль. В дикой глуши есть множество мест, которые можно посетить любопытным путешественникам: многие часовни и аббатства пустуют, и это служит большим соблазном для многих охотников за сокровищами.
В пределах Бретоннии находится таинственный Атель-Лорен. Бретоннцы держатся подальше от этого места, потому что боятся лесных эльфов, обитающих здесь. Всю свою историю бретоннцы старались поддерживать хорошие отношения с ними, рассматривая их как мощного союзника, способного защищать их от набегов зеленокожих и банд Хаоса с юго-востока. Хоть лесных эльфов и уважают, однако бретоннские картографы всё же рисуют все карты своей великой нации с Лоренским лесом в юго-восточном углу.
Границы Бретоннии на востоке и юге обозначают два больших горных хребта. Однако эти горы не являются для Бретоннии защитой, скорее наоборот, так как они заселены племенами орков, гоблинов и прочих врагов, ждущих момента, когда можно будет совершить очередной набег на богатые земли низовий.
На территории Бретоннии расположено также множество больших и малых лесов, которые ещё не заселены, а потому остаются островками тайн и опасностей. Бретоннцы продолжают расширять свои владения, изгоняя из лесов орков, гоблинов и других тварей. Это продолжается с тех пор, когда бретоннцы только начали основывать своё государство. В те времена необжитые территории составляли чуть ли не всю площадь страны.
Завоевания и походы продолжаются и по сей день, хотя иногда прогресс несколько уменьшался. Бывало, целые провинции были разорены и сожжены захватчиками, или же чума уничтожала города, и тогда леса наступали. Однако, несмотря ни на что, рыцари отвоёвывали новые земли, провозглашая их своими территориями, а затем строя на этой территории замки, давая после возможность крестьянам заселить эти земли, разбив сады с виноградниками или засеяв поля.
Просторные равнины и долины Бретоннии располагаются почти по всей её территории, не занятой лесами и другими незаселёнными землями. Эти территории разделены между феодалами страны, каждой из них владеет тот или иной барон. Каждый феод отделён от другого полоской леса, которая используется для охотничьих забав.
Доминирует над каждым владением баронский замок. Дворяне Бретоннии строят высокие изящные замки со множеством башен и башенок. Высота башен делается с таким расчётом, чтобы с её высоты можно было охватить взглядом все владения барона, вплоть до того, чтобы на горизонте в туманной дымке был виден замок соседа. Замки всегда представляют собой потрясающее зрелище, с сияющими камнями построек, блестящими крышами домов и развевающимися то тут, то там вымпелами и знамёнами. Однако также каждый замок снабжён ещё и глубокими обширными подземельями, рвами, перекидными мостиками, подземными туннелями, опускными решётками и прочими устройствами и постройками, способными помочь барону выдержать осаду.
Вокруг замка расположены поля, сады и виноградники, принадлежащие барону. Их обрабатывают крестьяне, которые живут вокруг замка. В пределах владений барона, обычно – где-то в отдалённости от жилья, обязательно находится часовня или церковь Грааля. Некоторые церкви настолько велики, что король даровал им собственные земли, которые охраняются специальными отрядами рыцарей.
Великие реки, каждая по несколько сотен миль длиной, питают влагой плодородные долины и обеспечивают неплохие торговые пути Бретоннии, так как дороги Бретонии – нечто ужасное. Большинство регионов страны не имеет дорог вообще, только проторенные пути. Странствующие рыцари и рыцари, находящиеся в Поиске, уже привыкли к тому, что дорогу иногда приходится прорубать себе мечом прямо сквозь заросли, а реки и озёра проще переплыть, чем попытаться найти мост. По реке же постоянно движутся корабли, с верховий реки – к морю и обратно, перевозя бурдюки с вином из винокурен, огромные сыры и прочие товары. Любой, кто попытается пересечь страну на повозке, вскоре поймёт, что это долгое и трудное путешествие.
Бретонния состоит из шестнадцати герцогств, и отнюдь не все они имеют города. Основные города Бретоннии намного меньше городов той же Империи, так как большая часть населения страны здесь живет в деревнях, а индустрии и промышленности в городах Бретоннии немного. Всё что необходимо рыцарю, может быть создано в его замке. Города Бретоннии компактны и невелики, хотя и защищены высокими неприступными стенами. И даже не города это вовсе, а просто большие замки.
Города, которые можно назвать настоящими городами в Бретоннии — это портовые города. Торговля позволяет городам разрастаться за счёт бретоннцев, слишком бедных, чтобы возделывать землю или изгнанных со своих земель по той или иной причине. Бретоннцы, как дворяне, так и крестьяне, не любят городов. Жизнь в городах считается для них неинтересной и бессмысленной, а потому не делающей чести. Вот почему большинство жителей портовых городов Бретоннии в любой момент готовы выйти в море, лишь бы сбежать из своих несчастных лачуг.
Корни проблемы лежат в том, что бретоннцы — консервативный народ и не желают отказываться от старой доброй деревенской жизни. Даже в городах они строят дома из дерева, а не из камня, и разводят свиней и птиц, выпуская их бегать по улицам, как если бы находились в деревне. Обычно дома строятся поближе к стенам города, так как крестьяне справедливо полагают, что дворяне будут эти стены защищать, а значит, защитят и их. В деревне такая скученность не представляет проблемы, но в городе люди тоже строят дома рядом, благодаря чему кварталы тесно построенных домов занимают целые районы.
Бретонния - страна людей. Здесь вы практически не встретите гномов и эльфов, в то время, как в Империи представители этих рас живут бок о бок с поданными императора. Да, дави торгуют с бретоннцами, а в Лангиле есть анклавы азур, но вы можете путешествовать по стране несколько дней и не встретить никого, кроме местных жителей. Тут даже полурослик – диковинка, редкий гость из Империи.
Что же до самих бретоннцев, они, как и все люди, обладают разным характером, но есть у них одна общенациональная черта. Бретоннец живёт сегодняшним днём и гордится этим. Это не значит, что местные - жуткие гедонисты, веселящиеся дни напролёт, хотя некоторые из дворян так и делают.
Жить сегодняшним днем для бретоннцев - это сосредоточиться на текущем моменте, а не на том, что можно или нельзя будет сделать в будущем. Поэтому сапожник трудится всю ночь, чтобы дошить обувь. Рыцарь самоотверженно чтит кодекс чести. Крестьянин концентрируется на решении существующей проблемы, не думает о заботах завтрашнего дня. Последствия собственных действий не беспокоят бретоннцев. С ними они разберутся по мере наступления.
Редкий бретоннец жалуется на несправедливость жизни. На тех же, кто задумывается о будущем, смотрят свысока. Жители Бретоннии исходят из того, что никто не знает, каким будет завтра. Поэтому все приготовления бессмысленны. Тем не менее, они не съедают урожай в течение месяца. Бретоннцы всё-таки не идиоты и не самоубийцы. С другой стороны, на праздниках тут объедаются так, что после приходится затягивать пояса потуже, чтобы дотянуть до следующего урожая.
Бретоннцы пренебрегают не только опасностями, которое таит будущее, но и его гипотетическими благами. Здесь никто не станет вкладывать деньги и силы в то, что принесёт выгоду через некоторое время. Поэтому здания строятся, исходя из необходимости, а не из расчёта на выгодную сделку по его продаже. По той же причине бретоннцы не любят новшеств в укладе жизни. Реформы приносят ощутимую пользу только в будущем, а здесь скорее предпочтут накормить голодающих, чем устранить причины голода.
Подобный недальновидный консерватизм стал причиной уверенности в отсталости Бретоннии, особенно, в Империи. Это можно понять. К примеру, в то время, как армия Карла-Франца вооружена мушкетами и пушками, бретоннцы полагаются на тяжёлую конницу и требюше. Если в Империи книги печатаются на станках, в Бретоннии их переписывают от руки. С другой стороны, нельзя отрицать, что кое-что в Бретоннии делают намного качественнее. Бретонские кузнецы куют мечи не ради денег, а только из страстного желания создать лучшее оружие, на которое только хватит их мастерства. А приключенцев здесь больше, чем вы можете себе представить, потому что жизнь авантюриста отлично сочетается с бретоннским мышлением.
Есть, конечно, исключения. Особенно, среди купцов. Многие бретоннцы, которые всё-таки задумываются о будущем, так или иначе имеют отношение к торговле. Хотя бы потому, что могут продать излишки продуктов доведённым до отчаяния соседям. Поэтому в Бретоннии недолюбливают торговцев, которые якобы "наживаются" на их горе.
Большинство населения Бретоннии — это самые ничтожные и угнетённые люди Старого Света, что уже говорит о многом. Вместе с тем большая часть аристократов Бретоннии является самой высокомерной и эгоцентричной знатью в Старом Свете, что весьма печально для такой мощной нации. Однако, пока города имеют большие гарнизоны хорошо обученных воинов, всё будет прекрасно.
Бретоннцы в глубине души сельский народ и не особо любят жить в городах. Свиньям, цыплёнку, и другому домашнему скоту разрешают проходить по грязным улицам, которые, так же как и сельские дороги, содержатся весьма плохо. Там, где другие люди использовали бы загоны для скота, бретоннцы даже не думают об этом, они не заботятся о возможном распространении болезней и даже не думают о каком-то ином существовании.
В правящих классах Бретоннии процветает коррупция, преднамеренно ослепляя и разлагая себя. Разодетые щёголи выставляют напоказ свои наряды среди грязи и нечистот улиц, девы сидят как куклы в ярких каретах, украшенные блестящими драгоценностями и высокими белыми париками, скрывая своё уродство за слоями макияжа. Порча Хаоса менее очевидна в Бретоннии только потому, что её граждане остаются слепы к этому, не веря и не желая принимать его ужасное присутствие, скрывая своё опасение за расточительством и безвкусной показухой.
Бретонцы — очень гордые люди и способны углубиться в малейшие подробности, доказывая своё превосходство, богатство и социальное положение. Каждый герцог и барон считает, что он лучше своего соседа, и использует любую возможность, чтобы похвастать своим превосходством, постоянно достраивая замок, набирая больше ратников и экипируя рыцарей лучшим оружием, доспехами и лошадьми. Такая необычная гордость свойственна всем слоям общества, так что даже скромный крестьянин, трудящийся в поле, искренне верит, что его капуста зеленее, сочнее и вкуснее, чем соседская.
В то время как религией Империи является культ Зигмара Молотодержца, религия Бретоннии - культ Владычицы Озера, которую часто называют просто Владычицей. В пределах Бретоннии не могло возникнуть в принципе ничего другого. Тем не менее, есть глубокие различия между этими двумя культами. Зигмару обязаны молится все верноподданные Империи, в то время как Культ Владычицы предназначен только для дворянства Бретоннии.
Посвящённые Владычице разыскивают детей, проявивших магический талант до трёх лет, чтобы впоследствии выкрасть их и сделать из них мощных чародеев, что вызывает недовольство в народных массах.
Крестьяне и мещане Бретоннии поклоняются разным богам, как и их предки в далёкой древности. Особенно широко по восточным горам была распространена вера в Таала, да и до сих пор его почитают в Парравоне, Монфоре и Кенеле. В южных герцогствах – Каркассоне и Брионне, а также в Аквитании – славят Мирмидию, богиню-воительницу. Также люди уделяют время поклонению богине земли Рии, почитают Шаллию, чтобы не случилось оспы и чумы, а те, кто живёт в портах и на побережье, регулярно обращаются к Мананну, богу морей. В обнищавших городах, где царит преступность и воровство в порядке вещей, есть много тайных храмов Ранальду и другим, куда менее приятным божествам. Рыцари не игнорируют этих старых богов, но их жизни посвящены защите и служению Владычице.
Невероятно, но в Бретоннии нет никакого среднего класса. Неравенство между богатыми и бедными столь велико, что есть только высший и низший класс, знать и челядь. Знать формируется не только из высшего сословия, но и из редких учёных и торговцев. Король назначает своих наместников из среды аристократии в каждый из бретоннских регионов – герцогств, которых насчитывается всего тринадцать. Герцоги являются полноправными правителями своих регионов, подвластных лишь королю, который в свою очередь, конечно же, имеет ответственность за тот регион, откуда он произошёл и герцогом которого является сам. Ниже герцогов в иерархической лестнице расположены бароны, зависимые от правящих герцогов, но управляющие собственной областью в пределах владений своего герцога.
Общественный порядок в Бретоннии определяется рядом убеждений и догматов, заложенных сотни лет назад во времена Жиля Объединителя и официально записанных его сыном Луи. Каждый слой бретоннского общества твёрдо придерживается своего особого принципа — обета. Однако из-за древности оригиналов документов очень может статься, что их неверно истолкует авантюрист или глупец.
Среди бретоннских простолюдинов очень немного грамотных, они собираются в первый день каждого месяца, чтобы выслушать сквайра или казначея, читающих им их обязанности. Бретоннские крестьяне, изо дня в день работая на полях, живут плодами своих рук в абсолютной, глубокой нищете. Большинство из них не доживает до среднего возраста, и их неблагодарная доля заключается в том, что без их продуктов и налогов бретоннские рыцари едва ли могли себе позволить жить так, как они к тому привыкли.
Сами рыцари делают копии своих обетов, старательно украшая цветными рисунками манускрипты, с которыми они обращаются с почтительной бережностью. Рыцари перечисляют свои обеты перед статуей или иконой Владычицы, которые, в зависимости от положения рыцаря, могут быть разнообразны — от освещённого свечой рисунка до позолоченного триптиха. Нарушить любое положение своих обетов — худшее преступление, которое могут вообразить эти знатные воины.
Ни один рыцарь добровольно не навлечет позор на своё имя, но если он был принуждён изменить своему кредо и совершил отвратительный поступок, то он скорее всего немедленно примет Обет Поиска. Превосходство одной категории рыцарства над другой имеет огромное значение для рыцарей Бретоннии. Так, никакой рыцарь Грааля добровольно не встал бы под командование простого рыцаря-в-Поиске или владетельного рыцаря — Владычица это запрещает. Исключения редки, и в других вопросах рыцарь, как правило, будет подчиняться кому-то старшему по положению.
Бретоннцы - мощная армия, собранная вокруг ядра из храбрых рыцарей, поддерживаемого множеством простолюдинов. Люди Бретоннии воинственны и отважны, охотно идут в бой, поскольку для них это способ защитить свою честь и гордость. Любой, кто вторгается на их территорию, сталкивается с яростью их могучих рыцарей, и немногие могут противостоять им на открытой местности. Эти самые рыцари весьма различны: от самых молодых странствующих рыцарей, страстно стремящихся доказать свою значимость, до владетельных рыцарей, защитников страны. Редкие и по сей день - рыцари-в-Поиске, странствующие воины, участвующие в поисках Грааля, и собственно рыцари Грааля, которые преуспели в этом занятии и испили из Чаши своей богини и преисполнились смертоносной силой и долголетием. Некоторые рыцари идут в бой на спине благородного пегаса, чтобы пролететь над армией и опуститься прямо на головы противника. Когда же рыцари Бретоннии походным маршем движутся на войну, то рядом с ними шагают ратники, а также лучники из числа рекрутированных ими крестьян.
Цель бретоннской армии состоит всегда в том, чтобы, используя рыцарей, раздавить противника и сокрушить всех, кто посмел бы встать перед ними. Задача крестьян же - поддержка своих господ, они осыпают врага стрелами и управляют мощными требюше. Отряды пехоты движутся в бой, чтобы защитить фланги благородных всадников, и вкладывают свой численный вес в сражение, если атака рыцарей оказывается тщетной. Всё время благословение Владычицы защищает рыцарей, окружая их мистической защитой, отражающей удары и отклоняющей стрелы. Отлично составленное и организованное наступление бретоннцев часто способно сразу прорвать строй противника и дать рыцарям возможность поверхнуть назад для второй, всесокрушающей атаки.