Найти тему
Вечерняя Казань

Сбой GPS-навигации в Казани: как обойти

Оглавление

После удара беспилотников по Татарстану второго апреля жители столицы республики обратили внимание на сбои навигационных систем своих смартфонов – на «дорогу в никуда» также жалуются и таксисты.

Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Официальных комментариев о причинах некорректной работы навигаторов в Казани нет – однако проблему признают даже в мэрии города, заявляя, что сбои в работе табло на остановках не связаны с комитетом по транспорту. Эксперты уверены: в Казани действуют «глушилки» систем GPS, чтобы возможная атака БПЛА на этот раз прошла в Татарстане без жертв.

Напомним, после взрыва беспилотника в Елабуге пострадали 14 человек. Дрон самолетного типа нанес удар по общежитию в ОЭЗ «Алабуга». Два человека были госпитализированы в состоянии средней степени тяжести – при этом пострадали несовершеннолетние и иностранцы.

GPS и другие системы навигации

За последнюю неделю в редакцию «Вечерней Казани» обратилось сразу несколько читателей из Кировского, Московского и Авиастроительного районов города с жалобами на некорректное отображение геопозиции. Навигационные приложения показывали пользователям, что те якобы находятся в районе Залесного.

– Эта проблема – проблема микрочипов. Есть микрочипы, которые работают в двух системах: GPS и ГЛОНАСС – с ними должно быть попроще. К сожалению, далеко не все смартфоны оборудованы такими чипами, как правило, это премиальные модели телефонов. Также GPS и ГЛОНАСС работают в двухчастотном режиме, а чипы, которые используются в стандартных бюджетных телефонах, используют одночастотный сигнал для ориентирования на местности, поэтому и могут возникать проблемы, – комментирует ситуацию доцент КФУ, кандидат физико-математических наук, радиофизик Игорь Насыров.

Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»
Автор фото: Павел Хацаюк/«Вечерняя Казань»

Собеседник издания подчеркивает, что большинство смартфонов ориентированы именно на GPS-навигацию – при этом большим исключением из правил является устройство, способное принимать сигнал навигационной системы ГЛОНАСС. Но даже и в этом случае ГЛОНАСС является лишь дополнением к GPS – смартфоны, которые приоритетно использовали бы именно российскую навигацию, сложно найти в массовом производстве.

– Координаты телефона определяются по дальномерным измерениям: от телефона до спутника. Для того, чтобы найти необходимые нам координаты, необходимы измерения как минимум четырех спутников, выполненных в один и тот же момент времени. Конечно, чем больше спутников, тем лучше, но минимум – четыре. При этом радиосигнал, проходя через атмосферу Земли, испытывает достаточно серьезные искажения, из-за чего дальность до спутника может отличаться в реальности на сотни метров. И чтобы убрать эту погрешность, нужно измерять сигнал на двух частотах, – пояснил «Вечерней Казани» Игорь Насыров.

Эксперт не исключает, что некорректная работа навигаторов, с которой столкнулись казанцы, может быть связана с действием «глушилок». Однако при подавлении лишь GPS-сигнала пользователь может ориентироваться на три другие глобальные навигационные системы – это ГЛОНАСС (Россия), «Галилео» (Европа) и «Бэйдоу» (Китай). Каждая из них работает в разных, хотя и очень близких частотных диапазонах. Имея на руках «железо», готовое принимать их сигналы, пользователь вполне может обойти определенные «глушилки».

– GPS и ГЛОНАСС – это разные системы, у них разные спутники и они находятся на орбитах разной высоты. У GPS-спутников высота порядка 20 300 километров, у ГЛОНАСС – 19 200 километров. Они работают в разных частотных диапазонах, у них разный принцип разделения каналов – у GPS кодовое разделение каналов, у ГЛОНАСС частотное разделение, – поделился Насыров.

Частотное разделение каналов означает, что на каждый спутник выделена отдельная частота. У GPS-систем все спутники работают в одном диапазоне — и чтобы принять сигнал отдельного спутника, необходимо знать математическую последовательность излучаемых частот.

Из этого следует, что ГЛОНАСС сложнее подавить, поскольку диапазон частот этой системы шире GPS, а значит, российские спутники предоставляют относительно большую защищенность пользователя. Впрочем, «глушилки» широкого профиля без особых проблем могут дотянуться и до ГЛОНАСС.

Безопасность предприятий — дело рук самих предприятий

В день нападения на Татарстан в Елабугу вылетел глава республики Рустам Минниханов — он отметил стойкость и мужество студентов, столкнувшихся с опасностью. После чего раис республики призвал промышленные предприятия заботиться о своей безопасности самостоятельно.

Автор фото: пресс-служба раиса Татарстана
Автор фото: пресс-служба раиса Татарстана

Среди методов защиты от БПЛА доктор технических наук и профессор КНИТУ-КАИ Владимир Гайнутдинов назвал не только средства подавления навигации беспилотников, но и средства радиоподавления, а также средства ПВО и аэростатные заграждения.

Использование одних лишь «глушилок» для предотвращения атак БПЛА собеседник издания ставит под сомнение, поскольку современные дроны могут быть оборудованы машинным зрением и ориентироваться на местности по нему, а не по системам навигации. При этом радиоподавление, говорит Гайнутдинов, используется только в случае атаки дронов на радиоуправлении — обычно это происходит на линии боевых действий, когда FVP-дроном управляет человек, находясь от «птички» в нескольких километрах.

Ориентиром в области воздушной безопасности являются страны НАТО, говорит спикер, ссылаясь на «целый талмуд» блока, посвященный методам защиты от беспилотников. В книге A Comprehensive Approach to Countering Unmanned Aircraft Systems подробно изложены методы и способы обороны гражданских и военных объектов — даже в мирное время.

Книга охватывает и юридические тонкости воздушной обороны. Так, например, в пояснительной записке к этой книге сказано, что средства подавления GPS-систем должны применяться согласованно с гражданской авиацией, поскольку «глушилки» могут серьезно помешать их работе. Вообще все методы противовоздушной обороны в мирное время жестко ограничиваются законами Североатлантического альянса.

Согласно данным из этой книги, в НАТО четко прописано, что сначала дрон необходимо обнаружить, понять, какую опасность он представляет, и на основе этих данных выбрать способ противодействия. Часто использование ПВО экономически неэффективно против беспилотников, поэтому в НАТО прибегают к радиотехническим средствам захвата дрона.

— Извечная проблема России: быть неготовой. А они готовятся, — резюмирует Гайнутдинов.

Профессор КАИ сегодня тесно сотрудничает с Китаем — казанские студенты на пару с зарубежными коллегами уже успели разработать «ныряющий» дрон, также казанцы приложили руку к разработке БПЛА «Пчелка» — разработке, применяемой в зоне СВО.

«Пчелка» — это дрон, который несёт на себе несколько FVP-дронов и выступает для них ретранслятором, благодаря чему дальность поражения БПЛА увеличивается в разы и позволяет атаковать тылы противника.

Автор материала: Андрей Мартыгин