С такими словами выступила актриса Ольга Будина, побывавшая второй раз (по кругу уже пошли) на передаче "Эмпатия Манучи". Передачу я эту не смотрю, но часто о ней слышу, вернее, вижу в ленте Ютуба. Передача, где собираются "зашники" и обсуждают отъехавших предателей, поливают грязью коллег и всех несогласных, поют дифирамбы родине и ее предводителю и тд. Смотреть это только себя не уважать, но, как говорит мой муж, который иногда смотрит новости по центральным каналам: "Надо быть в курсе, что льют"
Так вот вернемся к Будиной. От своей ученицы я узнала, что она прошлась по роману Дж. Роулинг. Цитата:
Кинематограф любой страны-это всегда социальный инженеринг. Он задает модели поведения, которые кем-то оплачиваются. Что касается "Гарри Поттера", то это фильм, относящийся к жанру фэнтези. Что такое фэнтези? Это когда стираются человеческие возможности. Нам показывают героя, который никто без помощи неких магических сил. И это рождает у наших детей выученную беспомощность. А в наших сказках человек одерживает победу, когда он проявляет свои качества. Ему могут эти силы помочь, но, когда наступает время Ч, он действует самостоятельно.
— А зачем такой продукт?
— Выученная беспомощность — это воспитание правильного электората, который скажет: сделайте с нами что-нибудь, что вы считаете нужным".
Так, вспомним наши волшебные сказки. Может, я что-то путаю, но где бы был наш Иванушка без целого списка волшебных предметов и добрых помощников? Ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, клубочек, указывающий дорогу; старички-боровички, птицы, звери, та же Баба-Яга, которая часто помогает герою. Или герой силой мысли и мышц расправляется со Змеем Горынычем? Все мы читали эти сказки в детстве, но не заработали никакой беспомощности.
Моя знакомая ответила бы Будиной про беспомощность так:
Выученная беспомощность — это результат
А) многолетних репрессий
Б) отсутствия поддержки и опоры в семье и коллективе
В) запугивания и пропаганды
Похоже, актриса путает жанры и забывает, что у искусства есть разные задачи:
1. Развлекать
2. Просвещать и воспитывать.
Будина хочет только воспитывать. В этом случае фэнтези, конечно, не подходит. Здесь нужен реализм и желательно социалистический, чтоб равнение на Павку Корчагина исключительно было, чтоб с детства готовить себя к борьбе и к страданиям.
В России и так развлечений с гулькин нос. Я про развлечения мирового уровня. Когда в каждой развитой стране есть свой парк аттракционов: Диснейленд, Порт-Авентура, Леголенд и проч — мы не можем похвастать даже приблизительно подобным. Про Москву не знаю, но питерский Диво-остров —курам на смех.
В свое время я возила детей на выпускной вечер в трехдневку "Финляндия-Швеция". Там все для детей было сплошным аттракционом: паром с бурной деятельностью, шведский вкусный стол, аквапарк, интерактивные музеи ( в 2005 мы об этом могли только мечтать). А что может предложить развлекательного наша туриндустрия? Церкви? Литературные усадьбы? Военные музеи? Нет, никто не против и церквей, и усадеб, и военных музеев. Только это не развлечение!
А где у нас именно РАЗВЛеЧЕНИЕ?
А Будина продолжает:
— А модели поведения в "Гарри Поттере"? Там дети не обнимаются! Они практически не улыбаются и вообще они все немножко роботы. И НАША ЗАДАЧА: НЕ СМОТРЕТЬ ЭТИ ФИЛЬМЫ!"
При словах об улыбке вспомнила я фильм "Дайте жалобную книгу":
— Вот я за границей был, так там, пожалуйста, всюду улыбаются: и в кафе, и в магазинах...
— Ну и что? Это плохо?
— А вы вдумайтесь: что это за улыбка? Она что вам, от души улыбается, эта официантка или продавец? Она же вам за деньги улыбается! А вы хотите, чтобы наша советская официантка...
И ещё один хороший фильм вспомнила: "Один дома". Без всякой волшебной палочки маленький мальчик справляется с воришками, залезшими в дом, а в финале фильма мама, нашедшая сына, крепко обнимает его.
Кстати, а какие фильмы для детей снимали у нас в 90-е?
Конечно, сейчас все можно свалить на ОмЭрику и особенно на англосаксов, которые в каждой парадной кучу наделали. Одна мамочка так мне и сказала: "В том, что наши дети такие, виновата Америка"
И смешно, и печально в очередной раз от того, что у людей в головах.
Когда мне было лет 9-10, мы с родителями пошли в кино смотреть "Белоснежку и семь гномов" Уолта Диснея. Позже на этих мультфильмах росла моя дочь. "Королев Лев", "Хатико". Нет, никто не забывает о наших советских мультфильмах, но, во-первых, это не российская, а советская мультипликация, а во-вторых, дети по всему миру становятся другими, и им нужен другой видеоряд. Не поэтому ли стали раскрашивать советские фильмы, чтоб они стали смотрибельными (хотя для меня они многое потеряли).
В то время как мир не стоит на месте, мы продолжаем воспевать ценности древнего мира. Но разве можно в век интернета быть изолированным? И если весь мир читает "Поттера", то почему наши дети (все время нам подчеркивают НАШУ ИНАКОСТЬ) должны обходить эту и другие книги?
Что скажете?