Найти в Дзене
Вне Zоны Kомфорта

Иван Баграмян, в 1981 году, за год до своего ухода из жизни, предрек разрушение Советского Союза

После Великой Отечественной войны до 1954 года Иван Христофорович Баграмян занимал позицию командующего войсками Прибалтийского военного округа. Его, как это было широко признано в то время, избрали депутатом Верховного Совета СССР. В один прекрасный день, присутствуя на собрании депутатов, армянин Баграмян удивился, услышав, как председатель совета начал проводить заседание на латышском языке. Депутаты, набравшись смелости, также стали разговаривать по-латышски. Вместе со своей женой Тамарой, которую он считал своим ангелом-хранителем, Иван Христофорович попросил слово, поднялся к трибуне и начал выступать по-армянски. Что именно он говорил там, остается неизвестным, но «национальную самобытность» латышей это очень впечатлило. И председатель, и депутаты перешли на русский язык. В своих воспоминаниях Иван Баграмян отмечал, что родился он «в одной из казарм для путевых рабочих на станции». Его родители назвали его Ованесом. Это было красивое имя. Село Чардахлы (ныне Чанлибель, Азербайдж

После Великой Отечественной войны до 1954 года Иван Христофорович Баграмян занимал позицию командующего войсками Прибалтийского военного округа. Его, как это было широко признано в то время, избрали депутатом Верховного Совета СССР.

В один прекрасный день, присутствуя на собрании депутатов, армянин Баграмян удивился, услышав, как председатель совета начал проводить заседание на латышском языке. Депутаты, набравшись смелости, также стали разговаривать по-латышски.

Вместе со своей женой Тамарой, которую он считал своим ангелом-хранителем, Иван Христофорович попросил слово, поднялся к трибуне и начал выступать по-армянски. Что именно он говорил там, остается неизвестным, но «национальную самобытность» латышей это очень впечатлило. И председатель, и депутаты перешли на русский язык.

В своих воспоминаниях Иван Баграмян отмечал, что родился он «в одной из казарм для путевых рабочих на станции». Его родители назвали его Ованесом. Это было красивое имя.

Село Чардахлы (ныне Чанлибель, Азербайджан), где родился этот знаменитый военачальник, дало начало двум маршалам. Кроме маршала Советского Союза Ивана Баграмяна, в этом армянском селе родился еще один известный солдат — главный маршал бронетанковых войск, Герой Советского Союза Амазасп Бабаджанян.

Но это еще не все. Армянское селение дало Советскому Союзу 12 генералов и семь Героев Советского Союза. Примерно 1200 жителей Чардахлы сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них не вернулись с войны.

Это действительно удивительное село. Найти еще одно подобное было бы непросто.

Несмотря на то, что они генералы армии, маршалы и командующие крупными воинскими соединениями, в душе они все еще остаются шаловливыми мальчишками. Вот почему Баграмян получил прозвище «пионерский маршал», за которым часто шутили. Иван Христофорович уделял много времени вопросам военно-патриотической игры «Зарница». Отсюда и прозвище.

Маршал Советского Союза Иван Баграмян. У него также было другое прозвище, которое ему больше подходило. «Гений прорыва» — так его называли его братья по оружию.

В сентябре 1941 года большая группа частей Красной Армии оказалась в окружении под Киевом. Вермахт считал эту операцию одной из самых успешных. 665 тысяч бойцов Юго-Западного фронта были осуждены на гибель. Надежды на то, чтобы выбраться из окружения, не было.

Иван Христофорович, еще будучи генерал-майором, также находился в этом котле. Он занимал должность начальника оперативного отдела штаба Юго-Западного фронта. Мало кто ожидал такого смелого, можно даже сказать дерзкого удара со стороны штабного офицера.

Баграмян вывел из окружения более двадцати тысяч бойцов и командиров. Ему удалось единственному прорваться на восток к своим.

Через два месяца Иван Баграмян снова был инициатором прорыва. На этот раз не из окружения. В ноябре 1941 года Ростов-на-Дону был захвачен немцами. Сначала казалось, что армия будет снова отступать на восток и занимать новые оборонительные позиции.

Но в конце ноября, когда под Москвой возникла критическая обстановка, оборона немецких войск под Ростовом была прорвана неожиданным ударом войск Южного фронта. Немцы не просто покинули город, а бежали из него. Эта победа серьезно повлияла на успех Красной Армии под Москвой в декабре 1941 года.

«Гений прорыва» завершил войну, оправдав свое прозвище. Его оперативная группа войск за три дня взяла Кёнигсберг. По словам Гитлера, этот прусский город был «абсолютно неприступным бастионом арийского духа». В честь этой великолепной операции была учреждена медаль «За взятие Кёнигсберга».

Иван Христофорович умер в сентябре 1982 года. Годом ранее он говорил: «Необходимо укрепить юрисдикцию центральной власти над местными националистическими историями. Ястребы, вырвавшись из-под контроля Москвы, начнут проводить этнические чистки на "своей" территории… Если власть перейдет к ним, страну ждет мрачное будущее, а может быть, и гибель».

Еще больше исторической аналитики и фактов в нашем ТЕЛЕГРАМЕ. Заходите!