("Дюна: Часть вторая", Dune: Part Two, 2024, США)
Вопреки зловещим предпосылкам, что начало Дюноэпопеи Вильнёва рухнет в прокате, и его история-колосс оборвется на полуслове, наши кинострахи-2021, к счастью, не оправдались.
Да, стартовала "Дюна 1" не шибко впечатляюще. Но затем всё-таки набрала разгон, принесший ей 2,5-кратную прибыль, дальнейшую зрительскую интернет-любовь, а вдогонку ещё и 6 Оскаров из 8 номинаций. Хоть второстепенных, сугубо технических, но тем не менее.
Понятно, что "Дюна 2" тоже вызывала опасение в ходе ее ожидания. Во-первых, из-за вековечного "проклятья сиквелов", которое никто не отменял. Того, что гласит: все сиквелы заведомо хуже оригиналов, а многие катастрофически хуже. И, во-вторых, если "Дюна 1" была по сути лишь до-о-олгой завязкой этой (пока) дилогии, то второй фильм должен был вместить в себя все прочие её стадии: развитие, кульминацию, развязку и финал. Что, памятуя любовь Вильнёва к неторопливому повествованию, грозило обернуться одним до-о-олгим развитием - и донельзя скомканным всем остальным.
Иначе говоря, шансы запороть под конец своё детище у Дениса Жановича были велики и реальны.
И тут вроде бы хорошо знакомый нам Вильнёв взял и показал, что на самом деле мы плоховато его знаем. И что первый в своей карьере сиквел собственной ленты он умудрился сделать лучше оригинала. Во как! Что подтвердил даже самый беспощадный сиквелоубийца-кинопрокат. Всего через два месяца после премьеры "Дюна 2" окупилась в кинотеатрах 3,5-кратно, а к завершению, чую, нахомячит себе за щеки еще больше денежной зелени.
В результате такого вильнёвского нахрапа "Дюна 2" щеголяет нынче на IMDb сногсшибательным рейтингом 8,8; на Кинопоиске чуть ниже: 8,5. И вполне заслуженно. От всех раздражающих огрехов первой картины, включая главный - сюжетную тянучку, - вторая тщательно вычищена. А все "непонятки", что накапливались в 2021-м в голове у зрителя, не читавшего "Дюну" Ф. Герберта.., увы, торчат на своих местах. Что, в принципе, ожидаемо, ведь для их объяснения Дени пришлось бы снять такую же 2,5-часовую "Дюну 1,5".
Однако здесь эти вопросы без ответов больше не раздражают.
Почему?
Да просто все они теперь быльем поросли, оставшись в оригинальной картине.
А "Дюна 2" - классический голливудский "эпик", в котором есть лишь бедные благородные борцы за свободу, их богатые жестокие угнетатели, да некая высшая третья сила. Та, что использует в своих политико-экономических целях и тех, и других. И при такой классической фабуле а ля "Звездные войны" никакие сюжетные хитросплетения и заморочки даром не нужны. Как и запутанная предыстория, про которую зритель тут уже забыл. А всё, что делает Дени, это гоняет персонажей от одного боевого приключения к другому. И плавно подводит их к финальной битве, а её - к судьбоносному поединку главгероя с главгадом.
Неудивительно, что с киноадаптацией столь примитивного для Вильнёва сценария он легко справился. И легко, и масштабно, и зрелищно. Так, что честно́й народ вновь потребовал добавки. После чего Дюноэпопея вжух! - и была расширена из дилогии в трилогию.
Правда, для этого понадобилось доставать с полки пирожок второй роман Герберта "Мессия Дюны", ведь первый Дени, как и обещал, экранизировал до конца. Или, вернее, до чёткого, но промежуточного финала, плавно переходящего в завязку "Дюны 3". А поскольку "Мессия..." - книжка раза в два тоньше, то её аккурат на один фильм и хватит. Ну а коли и им зритель сыт не будет, там в запасе ещё аж четыре "Дюны" гербертовских лежат, "есличо".
Иными словами, коли Вильнёву опять подфартит, он без работы на ближайшую десятилетку точно не останется.
Как отмечено выше, в отличие от мудрёной дворцовой политики и покушений-заговоров "Дюны 1", история "Дюны 2" - сплошной романтический боевик про возмужание, любовь и кровавую неотвратимую месть.
Вы видите в этих моих строках сарказм или недовольство? Если да, значит вам это померещилось. Ведь я же вырос на романтических боевиках 70-80-х, как советских, так и зарубежных, поэтому ничего против них по сей день не имею. А когда они вдобавок сняты с грандиозным размахом стильным кино-живописцем Вильневом, это же и вовсе праздник какой-то.
И по сюжету в "Дюне 2" всё ожидаемо-закономерно.
После гибели герцога Атрейдеса и захвата его планеты Дюна злобными конкурентами Харконенами, беременная вдова герцога Джессика и его сын Пол сбегают в смертоносную пустыню; собственно, кроме неё и редких искусственных оазисов, очагов цивилизации, больше ничего на Дюне и нет. Однако, сумев еще в финале "Дюны 1" прибиться к группе аборигенов-фрименов, изгнанники Атрейдесы заручились их покровительством. Потому что их вожак Стилгар разглядел в Поле того самого пророка и избранного, который должен однажды возглавить всех фрименов. И повести их за собой в райскую эпоху свободы, сплошных ништяков и бесконечного счастья.
Да и Джессика была не так проста, как выглядит актриса Ребекка Фергюсон без косметики. Ибо вдова герцога являлась членом могущественного мистического ордена Бене Гессерит, а такие крутышки даже у фрименов были в почёте.
Не все члены племени Стилгара были согласны с его версией насчет избранности Пола. Но Атрейдесы там прижились и вскоре чувствовали себя, как рыба в воде... Ну или как тарантулы в песке, поскольку вода на Дюне в извечном дефиците, а про рыб и слыхом ни слыхивали.
Вот такие неприхотливые аристократы они оказались.
А дальше понеслось: битвы с солдатами Харконенов; между делом - "разговоры о важном", то есть о великом будущем, лирическое общение Пола с фрименкой (или фривуменкой?) Чани и прохождение им курса молодого аборигена. С жестокими тестами на профпригодность и экзаменами на водительские права категории DE. То есть на управление местным "автобусом с прицепом", гигантским песчаным червём Шаи-Хулудом.
Ну а в конце - непременная супербитва всех хороших местных со всеми гадкими залётными, включая самых важных, старых, лысых и толстых из них.
***
В общем, еще одной большой и хорошей фантастической саге - большое плавание!
Как говорится, сбылась мечта Дэвида Линча, но не для него самого. Который ведь тоже планировал сделать из своей "Дюны" (1984) франшизу типа "Звездных войн", да только "видно, в понедельник его мама родила".
Зато Дени Вильнев родился в правильный день недели. Поэтому у него в "Дюне" и крокодил... в смысле Шаи-Хулуд ловится, и пряность растёт. И у самого Вильнева руки растут из правильного немягкого места. А уж его художественное "я так вижу!" и вовсе словами не описать - это надо видеть самому и самому смаковать здешнюю картинку.
Так что обзор на "Дюну 2" я завершаю на гораздо более оптимистичной ноте, нежели на первый фильм. И всячески надеюсь, что как минимум до трилогии эта красивейшая вселенная дорастёт.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 13+):