Найти тему
Templum Historiae

Конь – история боевой славы

Оглавление
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
  • Тема урока: «Конь – история боевой славы».

Цель – формирование у учащихся чувства патриотизма, любви к своей Родине, воспитание чувства гордости за победу в ВОВ.

Задачи:

1. Познакомить учащихся с историей приручения лошадей, эволюцией от эогиппуса до современных лошадей.

2. Изучить историю участия лошадей в войнах

  • 1 часть. Вводное слово.

История России неразрывно связана с войнами. Каждая из войн, конечно же, вносит свои коррективы в историю. Всегда и во все времена нам рассказывали о подвигах народа, о воинах складывают легенды, рассказы, воспевают в стихах, песнях и литературных произведениях. Художники в своих работах рассказывают о местах сражений, о героях и показывают свою историю в произведениях искусства.

Свой неоценимый вклад в каждую победу вносят и братья наши меньшие – кошки, собаки, птицы, лошади. И сегодня мы с вами поговорим о лошадях, которое испокон веков вносили и вносят свой вклад в победу.

Сложно представить с какого же времени рядом с воином появился верный друг и боевой товарищ – конь. И вспоминая монгольские завоевания, Отечественную войну 1812 года, Великую Отечественную войну 1941 – 1945 годов или же времена Александра Македонского - вся эта история неразрывно связана с лошадьми. И даже сегодня в век новейших технологий и разработок, компьютеризации и инноваций, в зоне Специальной военной операции на Украине мы вновь на полях сражений видим этих бесстрашных, гордых, выносливых, резвых и грациозных животных. И тема сегодняшнего урока «Конь – история боевой славы».

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
  • 2. Основная часть.

Лошади во все время были другом человека, первым боевым товарищем и надежным помощником. Вообще прародиной лошадей считаются южнорусские степи. А их прародители – эогиппусы- существа совершенно не похожи на сегодняшних лошадей. Ростом чуть больше лисицы, маленькая голова, короткая шея и горбатость. Шли столетия, эволюция лошади продолжалась и в разные периоды они конечно же имели свои названия, которые вы видите на слайде. Однако история приручения лошадей началась с тарпанов. Тарпаны паслись бесчисленными табунами вокруг образовывающихся поселений и впоследствии они в 3 тыс. до н.э. были приручены и одомашнены. Очень долгое время считалось, что лошади были лишь упряжными животными, но позже она стала и верховой. И именно в этот период началось зарождение верховой езде, ведь бесчисленные стада нужно было пасти и с этим мог справиться только всадник.

В XVIII – XVI вв до.н.э. во времена гиксосов (народов, завоевавших часть Древнего Египта) появились первые колесницы. Есть предположение, что именно благодаря колесницам удалось завоевать Египет. А во 2 тыс. н.э. колесницы уже представляли собой техническое произведение искусства и изготавливали их из особых сортов древесины. В 1 тыс. до н.э. начала зарождаться конница. И первые вооруженные всадники в боевых соединениях впервые появились у асирийцев и, как и в колеснице, у воина был возница, который управлял 2-мя конями, тем самым давая возможность воину стрелять и метать дротики.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Конница стала распространяться и среди других государств и уже в конце 9 века до н.э. в походах царей древнейшего государства Упарту, участвовало по сто колесниц. В истории военного искусства была открыта новая страница и основной боевой силой вплоть до V века стала конница. Перенесемся в период рыцарства. Слово «рыцарь» происходит от немецкого «риттер» или «райтер» - всадник. В XII веке вес воина в полном вооружении мог достигать 170 кг и больше. Сложно представить какой силой должна была обладать лошадь, если еще учитывать тот факт, что конская броня весила около 20 кг. И кони, на которых рыцари выступали на турнирах, скорее были похожи на першеронов, чем на кавалерийских лошадей. Рыцарских коней разводили в специальных конюшнях замков или особых усадьбах. И заведовали этими конюшнями маршалы (когда-то это был особый придворный чин). В походы рыцари отправлялись с командой: оруженосец, два лучника пеший копейщик и два слуги (пеший и конный) это боевое подразделение называлось копьем, 25-80 копий составляли «знамя». В рыцарские времена подковы имели символическое значение: они представляли достоинство коня и всадника. В наказание подковы снимались, а ездить на «босой» лошади считалось большим позором.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Уже в средние века 1237 году татары в дальних походах по двое суток не спускались на землю, даже спали верхом, не останавливая лошадей (лишь пересаживались с уставшей на запасную). Подвижность и маневренность такого войска были невероятными. Важную роль лошади играли и при освоении новых территорий: Америки Колумбом, Перу и других стран. Но лошади не только воевали, но и выполняли вполне мирную работу, например, перевозили почту и пассажиров. Потребность в резвой и выносливой упряжной лошади ощущались на Руси с давних времен. Огромные расстояния нашим прадедам нужно было преодолеть через два материка от Москвы до Охотского моря и Чукотки. Первые землепроходцы шли вдоль рек, плыли на лодках, но для поддержания административной и торговой связи нужны были лошади неутомимые и быстроходные. С 13 в. на Руси появилась ямская гоньба с сетью станций с лошадьми, что обеспечивало постоянные контакты со всеми землями государства.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

В 1516 году в Москве был учрежден специальный ямской приказ. В 1700 году основан московский почтамт, в ведении которого находились петербургский смоленский белгородский воронежский астраханский сибирский и архангельский почтовые тракты. Днем и ночью по ним мчались почтовые тройки, тянулись бесконечные обозы. Массовые конные перевозки почты, пассажиров и грузов продолжались до второй половины 19 века, до строительства железных дорог. Глядя на картину Сверчуова Н.Г. «В метель» (1855 год) вспоминаются строки из «Метели»: «В одну минуту дорогу занесло; окрестность исчезла во мгле мутной и желтоватой сквозь которую летели белые хлопья снега: небо слилось с землей».

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Общая протяженность почтовых дорог округа, связывающих губернии и уездные города составляла 4350 верст (4640,58 км, почтовых станций насчитывалось 194, но которых содержали 4589 лошадей. Наибольшее распространение имела тройка, запряженная летом в безрессорную повозку, зимой – в сани. Расстояние от одной станции до другой (в среднем 20 верст или 21,34 км) тройки преодолевали за 1,5 – 2 часа на станциях лошадей меняли. За сутки почта и курьеры преодолевали 250 – 360 верст (266 – 384 км), а в исключительных случаях и больше.

А мы продолжаем изучать страницы боевой славы лошадей и переносимся в период Отечественной войны 1812 года.

Перед началом войны были возвращены кирасы – средство защиты воина и боевого коня. Несмотря на то, что важную роль в войне с Наполеоном имели пешие полки и артиллерия и от их мастерства и грамотности зависел исход войны. Кирасирские полки были на особом счету, а гвардейская тяжелая конница – элита элит армии. Эти полки редко привлекали к походам, так как берегли их для особых случаев. И таким случаем стало Бородинское сражение, которое стало одной и основных битв Отечественной войны 1812 года. О битве на Бородинском поле написано известное произведение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино». Приведем строки из произведения.

«Земля тряслась, как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий

Слились в протяжный вой…»

Бородинское сражение это самое кровопролитное и ожесточенное сражение из известных до него, с обеих сторон было убито свыше ста тысяч солдат, пленных не было. Колоссальные потери были и среди генеральского штаба: французы потеряли более 10 генералов, а Россия 4.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Стихотворение М.Ю. Лермонтова поразило современников единственным в своем роде соединением поэтического образа и документальности. И в нем дана не только историческая картина самого Бородинского сражения, но и хода Отечественной войны в целом. Еще живы были герои – участники этого беспримерного сражения, «и они не могли указать в «Бородино» ни одной ошибки против действительности. Даже те строки, которые с первого взгляда могут показаться обычным художественным обобщением, на поверку оказываются точным фактом. Например, Лермонтов пишет: и залпы тысячи орудий слились в протяжный вой. Тысяча орудий - не только поэтический образ. Действительно в Бородинском сражении артиллерия с обеих сторон насчитывала около тысячи орудий. Точнее орудий было 1227, но 200 из них в течение всей битвы оставалась в дальнем резерве и не произвела ни единого выстрела.

Столь же документально точно написано все стихотворение.

По сегодняшний день жива память о таком великом событии. Его вспоминают не только на уроках истории, литературы, живописи, но и в последнее время стало актуальным проведение реконструкции битв.

В Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов, лошади очень хорошо помогали как в тылу, так и в сражениях. Во время войны кавалерийская дивизия генерала Блинова спасла 50 тысяч военнопленных и перекрыла дорогу на Дрезден, 7-й гвардейский конный корпус захватил города Ратенов и Бранденбург. 3-й гвардейский корпус взял Рейнбург и встретился с союзниками на Эльбе. Конные отряды освобождали Правобережной Украины и Белоруссии. На 1-м Украинском фронте в боях за освобождение г. Ровно отличился эскадрон тувинских добровольцев, действовавший в составе 8-й гвардейской кавалерийской дивизии. Умело действовали казаки 5-го гвардейского кавалерийского корпуса при разгроме войск противника, окруженных под городом Корсунь-Шевченковский. При самой худшей погоде конница нападала на отступающего противника и полностью уничтожало его измождённые отряды.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

С помощью лошадей кавалеристы совершали рейды в тыл противника, для налетов и диверсий. Конные отряды преодолевали расстояние до 100 км за сутки в труднопроходимой местности. Так конный корпус советского генерала Льва Михайловича Доватора во время битвы за Москву сковывал тылы целой армии. К примеру Казачий расчет бронебойщиков передвигается верхом на лошадях. На вьючной лошади перевозится противотанковое однозарядное ружье системы Дегтярева образца 1941 года. Лейтенант Гуйвик с конем Орликом.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Во время войны тяжёлое орудие перемещали с огневой точки на другую с помощью упряжки с шестью лошадьми. По бездорожью (особенно весной и осенью), там, где не могла пройти техника, могли пройти только эти животные. Существовали даже лошади-тяжеловозы, которые буксировали огромные гаубицы. Самыми известными были владимирские тяжеловозы. Лошади, из Европы, которые находились в немецких войсках и попадали в руки советским бойцам тоже использовались для передвижения и перевозки тяжелых грузов и орудий. Таких лошадей надолго не хватало, они уставали и падали без сил. Помимо вооружения лошади доставляли продовольствие и полевые кухни. Каждый полк должен был иметь триста пятьдесят лошадей, с их помощью расчищали дорогу для разной техники. Находясь в окружении партизанские отряды передвигались лесами и на лошадей ложилась большая ответственность по перевозке раненых, провизии и боеприпасов.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Руководитель партизанского движения на Украине дважды Герой Советского Союза С. А. Ковпак писал: "Пеший боец-партизан имел ограниченный радиус действия и этим был привязан к территории базы отряда...

Жизнь лошадей на войне была не долгой. Почти каждый вражеский снаряд или пуля убивала героическое животное, так за время войны погибло более миллиона лошадей. Если имелись такие с небольшим ранением или заболеваемостью, то после лечения они продолжали трудиться для победы. Раненных лошадей старались никогда не бросать, исходя из ситуации лошадей отлавливали, успокаивали и отправляли в специальные ветеринарные лазареты. Для тяжелых раненых и больных иногда использовали автотранспорт, имевшийся в специальных эвакуационных лазаретах. В армейских и фронтовых лазаретах были хирургическое, терапевтическое и инфекционное отделения, которые возглавлялись квалифицированными специалистами. После операции, они проходили курс лечения, продолжавшийся несколько месяцев, за ними выхаживали до полного выздоровления.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Во время окружения под Сталинградом немецкая 6-я армия замерзала и испытывала нехватку продовольствия, в результате чего появился голод. Чтобы не умереть от голода немецкие солдаты питались мясом лошадей. Огромное количество лошадиных останков и костей, вместе с копытами были найдены в окруженном Сталинграде.

В Лондоне находиться мемориал погибшим животным
Мемориал посвящен памяти всех животных, служивших и погибших в сражениях людей. На самом мемориале имеется надпись: «У них, не было выбора».

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Великая Отечественная война — стала последней войной кавалерии. Начиная с 1942 - 44 годов Советские конные части участвовали в больших наступательных операциях. Самые лучшие советские казаки были с Дона и Кубани. Два гвардейских кавалерийских корпуса в годы Великой Отечественной войны официально именовались «казачьими». В 1945 году 5-й гвардейский Донской казачий корпус с боями дошел до Вены, а 4-й гвардейский Кубанский казачий корпус освобождал Прагу. Лошади участвовали в Великой Отечественной войне не только в кавалерии — к 22 июня 1941 года численность лошадей в РККА составляла 526,4 тысячи, но уже к 1 сентября в армии было 1,324 тысячи этих четвероногих копытных. В германском «вермахте» четвероногих военнослужащих было еще больше. Всего же за годы войны немцы эксплуатировали на «восточном фронте» более 3 миллионов лошадей. После окончания войны 24 июня 1945 г. Маршал Георгий Константинович Жуков принимал Парад Победы на Красной площади на белом жеребце. Сколько точно погибло лошадей за время войны никому до сих пор неизвестно так это никакой учёт животным по обеим сторонам фронта не вёлся, их не награждали за боевые заслуги и никому они небыли интересны.

изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника
изображение из открытого источника

Война закончилась, но лошадей продолжили использовать чтобы восстановить сельское хозяйство. Животных разводили на конезаводах и стали использовать не только в личном хозяйстве, но и в спорте, на ипподроме тренировали и проводили соревнования по конной езде.

В Татарстане популярный был самый старый и знаменитый Казанский ипподром построенный в 1868 году. Во время войны его закрыли, но в 1948 году он был снова открыт, реконструирован, а в 1991 году уже вовсю проводили соревнования.

Шёл 1929 год в это время было принято решение о том, чтобы в здании бывшего скакового общества открыть музей научно - художественного коневодства. В этом прекрасном музее была представлена картинная галерея, собранная по частицам Я.И. Бутовичем в Прилепском конном заводе. Яков Иванович находил, собирал и скупал все произведения искусства, фотографии, картины, скульптуры, связанные историей коневодства.

Итак, мы с вами сегодня познакомились с боевой славой таких грациозных животных как кони. И выяснили что на протяжении многих тысячелетий кони вносили и вносят свой вклад в Победы, участвуя не только в тылу и помогая перевозить продовольствие, но и непосредственно на полях сражений. Вот только за героизм и безмолвную поддержку этих героев не награждают медалями за мужество и храбрость.

Спасибо что уделили ваше время этой статье)

Подписываемся и читаем дальше о нашей всемирной истории!