Международная деятельность регионов становится все более значимым фактором развития двусторонних отношений и неотъемлемой частью многосторонней кооперации. Ее преимущества состоят в том, что она в меньшей степени политизирована и более сконцентрирована на достижении практических результатов, открывая тем самым дополнительные возможности в торгово-экономической и инвестиционной сферах, выстраивании производственных и транспортно-логистических цепочек. Международная кооперация гармонично встроена в межгосударственное взаимодействие в таких направлениях как: культура, искусство, наука, образование, молодежные обмены, спорт, туризм. Об этом нам говорит исследование Центра развития региональной политики.
Рост и диверсификация наращивает обороты, Президент говорит о шестилетке индустриализации. Страна укрепляет свой технологический суверенитет, активно развивает экономику, наращивает выпуск отечественной продукции для наполнения внутреннего рынка. А что будет через 4-6 лет, когда отечественный рынок наполнится, а промышленность уже будет выведена на качественно другой уровень? Будет потребность во внешних рынках. Однако, будет ли готова федеральная и региональная инфраструктура поддержки экспорта к этому моменту? И что нужно сделать чтобы внешние рынки были готовы принять российские товары? Какую репутацию должна иметь российская продукция к этому моменту? Кто грамотно выстроит эту репутацию, ведь большой объем конкурентноспособных товаров и технологий появится в будущем, а что делать сейчас? Как мы сейчас можем повлиять на будущее? Да, вопросов много. И ответить мы должны на них вместе, создавая дискуссионные площадки по этой теме, создавая проектные лаборатории на федеральном и, в первую очередь, региональном уровне с привлечением широкого круга заинтересованных сторон, вынося этот вопрос на профильные комиссии Госсовета, Совета Федерации, Государственной Думы. Мое мнение- сейчас нам нужно в международном сотрудничестве поставить «ледоколом» наши традиционно сильные стороны – культуру, искусство, образование, в том числе- внедрение русского языка, науку, здравоохранение, туризм и креативные индустрии!
Развивая международное сотрудничество по гуманитарным направлениям, мы не только сформируем благоприятные условия для экспорта продукции наших предприятий в будущем, но и дадим возможность ориентировать качество наших товаров и услуг, в соответствии с мировыми тенденциями. Уже сейчас, увеличив долю валютной выручки для сферы коммерческих и государственных услуг, экспорт услуг может стать точкой роста для многих регионов, в первую очередь приграничных. Гуманитарная повестка имеет все шансы стать индустрией!
"Вот эта бесконечная, нескончаемая река творчества, бесконечная река талантов наполняет душу народов Российской Федерации, душу народов России, делает наши народы непобедимыми, уверенно стоящими на ногах и устремленными в будущее", - отметил Путин. "
Многое сделано и многое сделано эффективно! Однако, как можно это усовершенствовать и чем дополнить?
В первую очередь, в субъектах Российской Федерации нужно единое понимание о лучших практиках и способов мотивации для Губернаторов, региональных команд по внедрению этих практик. На мой взгляд, Региональные стандарты (Инвестиционный и Экспортный) показали себя весьма эффективно, и я вижу здесь большую заслугу в последовательности действий команды федерального Министерства Экономического развития и лично Максима Решетникова и курирующего вице-премьера Андрея Белоусова.
Региональный экспортный стандарт в свое время сформировал инфраструктуру и определил единые правила игры, его внедрение дало ощутимые положительные экономические эффекты, но в условиях беспрецедентного давления на Россию во всех сферах, мы должны действовать опережающими темпами с традиционным для нас творческим подходом к решению любых задач. Настало время сформировать благоприятные условия для устойчивого развития коммерческих, некоммерческих и государственных учреждений, потенциально ориентированных на международный рынок с помощью создания единой консолидированной межведомственной системы взаимодействия международного гуманитарно-экономического сотрудничества в регионах Российской Федерации, выраженные в Региональном стандарте международного сотрудничества.
Безусловно, такой стандарт не может формироваться исключительно в высоких кабинетах, этот вопрос нужно обсуждать со всеми ключевыми стейкхолдерами и конечными бенефициарами – организациями регионов в различных отраслях от промышленности, торговли и инфраструктурных компаний до ВУЗов, учреждений культуры, науки, здравоохранения, креативных индустрий в формате проектных лабораторий.
Мой шестилетний опыт плотного взаимодействия с РОИВами, экспортерами, иностранными инвесторами, ВУЗами, учреждениями культуры, креативными индустриями по международному сотрудничеству, внедрению регионального экспортного и инвестиционного стандарта, в качестве исполнителя Национального проекта «Международная кооперация и экспорт», «Поддержка малого и среднего предпринимательства», руководителя АНО «Клуб экспортеров» созданного как раз в исполнении экспортного стандарта, председателя Самарского регионального отделения «Деловой России», научная работа в Центре изучения стран Азии, Африки и Латинской Америки Самарского государственного экономического университета дает мне четкое представление что должно быть в этом стандарте. Региональный стандарт международного сотрудничества призван вернуть показатели экономического и гуманитарного сотрудничества в оценку эффективности деятельности Губернаторов и РОИВов. Дать возможность Губернаторам, региональным и муниципальным чиновникам внедрять политику протекционизма компаний региона, города, муниципалитета на внешних рынках – значит оказывать поддержку отечественных производителей и действовать в их интересах на пользу экономики региона, обозначить вектор сотрудничества не только на экспорт товаров, но и услуг, а так же для привлечения инвесторов, научных проектов, трансфера всех необходимых и перспективных технологий. Кроме того, ввоз самого современного оборудования из любых стран, рекомендация по созданию «единого окна» по международному сотрудничеству, как это сделано по инвестициям и частично по экспорту. Рекомендовать регионам сформировать единый совещательный орган, консолидирующий повестку и бюджеты по указанной тематике, наделить необходимыми полномочиями профильного зампреда в региональном правительстве и еще большой спектр конкретных рекомендаций собранных в единый документ на основе анализа лучших региональных практик и запросов конечных выгодополучателей.