Найти в Дзене

Я бросил музыкалку

– Я в детстве бросил музыкалку! – Постоянно слышу такую фразу на своих мероприятиях. Ко мне подходят гости на юбилеях или зрители на концертах, благодарят за веселую программу «Волшебный аккордеон», за лирическую «Над Россией моей» и другие. И очень обидно становится за этих людей, которые не получили радость от обучения в музыкальной школе.

Аккордеонист-ведущий Сергей Лихачев с интерактивной программой «Волшебный аккордеон» на праздничном концерте к 8 марта.
Аккордеонист-ведущий Сергей Лихачев с интерактивной программой «Волшебный аккордеон» на праздничном концерте к 8 марта.

Чтоб не бросать музыкалку, надо заниматься по методике моего отца, заслуженного работника культуры РФ Ю. Я. Лихачева! Это Программа творческого музицирования (подбор по слуху, транспонирование, импровизация, сочинение). «Авторская школа Юрия Лихачева» с успехом была внедрена в педагогическую практику в Ленинграде в начале 1970-х годов, нынче является примерной для ДМШ и ДШИ. Где этому учат сейчас? Я провожу занятия индивидуально и в школе «Теремок».

Образно говоря, это смазочное масло в академическом механизме обучения музыке - без творческого одушевления никакая техника не работает.
Отчетный концерт школы «Теремок» 10 июня 2024 года в ДМШ имени А. Петрова в Санкт-Петербурге. Ансамбли учеников из разных школ под моим руководством исполняли детские сочинения и сами импровизировали.
Отчетный концерт школы «Теремок» 10 июня 2024 года в ДМШ имени А. Петрова в Санкт-Петербурге. Ансамбли учеников из разных школ под моим руководством исполняли детские сочинения и сами импровизировали.

Итак, рассмотрим проблемы и варианты их решения с помощью Программы творческого музицирования.

Не понимаю сольфеджио. Если собрать статистику, то сольфеджио наверно самый страшный зверь для юного музыканта, который не понимает, зачем ему все эти диезы, доминанты, диктанты. И какая связь между сольфеджио и пьесами по специальности. В интернете часто вижу объявления о поиске репетитора по сольфеджио для ученика 2 класса ДМШ, что говорит о невероятной проблеме непонимания этого предмета.

Решение проблемы. Когда ученику постоянно ставится задача по творческому музицированию: подбор по слуху, транспонирование, импровизация, сочинение, то он сам должен ориентироваться в гармонии, уметь записать мелодию нотами, понимать музыкальную форму, а здесь без знаний сольфеджио не обойтись. Я это называю «синдром пассажира». Когда ты сам рулишь процессом, перестаешь быть пассивным «пассажиром». Преподаватель по специальности поможет превратить самый сложный материал по сольфеджио в прекрасное сочинение из 8 тактов, в результате чего выиграют все!
Творческие работы по сольфеджио учащихся выпускных классов, вып. 1. 
Составитель А. И. Овсянников
Творческие работы по сольфеджио учащихся выпускных классов, вып. 1. Составитель А. И. Овсянников

Постоянные технические зачеты также угнетают психику ученика, надо учить гаммы и этюды для отчета. На экзамен и техзачет обычно выносится произведение с только что выученными нотами, и ни о каком музыкальном образе речи не идет. А самое главное - для чего это нужно? Как это объяснить ребенку?

Решение проблемы. Сочиняя и импровизируя, необходимо совершенствовать свой технический аппарат. Мудрость преподавателя заключается в том, чтобы подбирать не только пьесы на вырост своему ученику, но и использовать новые технические приемы игры при сочинении и импровизации.

М. Лихачев. Комар. Концерт «Волшебный аккордеон» Сергея Лихачева для учеников и преподавателей ШИ «Канталия» пгт Советский Выборгского района Ленинградской области 25 октября 2022 года.

Плохие отметки отбивают желание заниматься музыкой.

Решение проблемы. Эта проблема легко решена в школе Юрия Лихачева. Все дети сдают творческий экзамен в декабре. За него очень редко бывает плохая оценка, ведь свое сочинение дети играют хорошо. И даже если за весенний экзамен будет слабая отметка, то в сумме за год результат будет удовлетворять и ученика, и родителей, и педагогов, и директора.

Ученик играет немузыкально. Сыграл голые ноты на экзамене или концерте и убежал со сцены.

Решение проблемы. А свои творческие работы юный музыкант с удовольствием исполняет как в семейном кругу, так и на концертах. И пусть технически эти пьесы несложные, зато они будут сыграны максимально музыкально, ведь за инструментом сам автор. А какая гордость, когда тебя объявляют композитором!

Д. Корчагина. Осенний вечер. Сочинение участницы смены Академии талантов исполняют участники школы «Теремок».

Конфликт с преподавателем. Ученик выпускного класса по фортепиано бросил музыкальную школу после конфликта с преподавателем, который в ультимативной форме требовал исполнять вальс Шопена как хочет педагог.

Решение проблемы. Если бы учитель владел нашей методикой, легко бы вышел из этой ситуации с педагогической победой: предложил сочинить ученику вальс в стиле Шопена и сыграть как сам хочет, а вальс Шопена сыграть по канонам преподавателя. Кстати, обычно детские сочинение очень похожи на пьесы, которые они готовят к экзамену.

М. Лихачев. Фокстрот «Интересный собеседник». Пьеса получилась, когда Михаил Лихачев делал аранжировку известной песни для своего ансамбля «Коттедж». Сначала был придуман второй голос, потом этот голос стал самостоятельным.

Смартфон круглосуточно. Современная проблема зависимости детей от гаджетов всем известна.

Решение проблемы. Запретить ребенку использовать современную технику невозможно, да и не нужно. А вот использовать ее для развития - прекрасно! Вместо видео о посещении кафе с друзьями можно записать на видео свое сочинение, добавить титры, разместить в интернете в своем канале. Как знать, может это будет главный результат многолетнего обучения в музыкальной школе. Ибо программа выпускного класса забудется уже через месяц-другой, а такие навыки пригодятся в дальнейшей жизни, а может даже и определят профессию. Не все же станут профессиональными музыкантами.
Концерт Сергея Лихачева «Чудесные нотки» в ДШИ г.о. Прохладный КБР во время II международного фестиваля народной музыки «Молодежь. Искусство. Созидание» в столице Кабардино-Балкарской Республики городе Нальчике. 8 декабря 2023 года
Концерт Сергея Лихачева «Чудесные нотки» в ДШИ г.о. Прохладный КБР во время II международного фестиваля народной музыки «Молодежь. Искусство. Созидание» в столице Кабардино-Балкарской Республики городе Нальчике. 8 декабря 2023 года

Ребенок боится сцены.

Решение проблемы. Можно и не спрашивать, что хочет ребенок сыграть на концерте для публики. В первую очередь это свои сочинения, и только потом пьесы по программе.

Сочинение моей ученицы Марии Воейковой, аранжировка участников школы «Теремок» 10 июня 2024 года в ДМШ имени А. Петрова в Санкт-Петербурге.

Перегрузка в обычной школе. В старших классах много времени уходит на подготовку к поступлению в институт, и эта тоже серьезная причина, чтобы бросить музыкалку.

Решение проблемы. Занимаясь творческом с первого класса, к старшим классам ученик становится более самостоятельным, ответственным, и сможет лучше распределять время на занятия.
Выпуск Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева 2006 года.
Выпуск Санкт-Петербургской ДМШ им. В. В. Андреева 2006 года.

Ученик не понимает смысл занятий музыкой.

Решение проблемы. Самосовершенствование. До 20% выпускников обычных музыкальных школ поступают в профильные средние и высшие учебные заведения. А 100% должны быть готовы к самостоятельной жизни, к творческому взгляду на любые бытовые и профессиональные задачи.

Где брать идеи для сочинения музыки?

Решение проблемы. Воспользуйтесь многолетним опытом обучения сочинениям по нашей методике, и очень скоро и сами начнете делиться с коллегами своими творческими наработками.

Где получить навыки творческого музицирования, если в родной музыкальной школе о ней не слышали?

Решение проблемы. Наша методическая литература в помощь преподавателям. Я провожу уроки, мастер-классы, семинары, вебинары, концерты «Чудесные нотки» по Программе творческого музицирования, приглашаю в школу «Теремок»!
Организуем семинары, вебинары, мастер-классы, открытые уроки по Программе творческого музицирования, приглашаем в школу «Теремок»!
Организуем семинары, вебинары, мастер-классы, открытые уроки по Программе творческого музицирования, приглашаем в школу «Теремок»!

Методическая литература и ноты на сайте «Авторская школа Юрия Лихачева».

-7

Не бросайте музыку и музыкалку!