Отлично, мы здесь. Продолжаем.
У студентов часто возникает вопрос: а как знания использовать на практике? Отвечает на него проблемно-ориентированное обучение, или problem-based learning.
Такую технологию предложил профессор Макмастерского университета Говард Барроуз в 1969 году: он и его товарищ по цеху Робин Тамблин стали отцами PBL. Барроуз заметил, что студенты-медики скучали на лекциях, но зато во время практики в них просыпался энтузиазм.
Кроме стремления подготовить студентов к практике, PBL помогает им получить недостающие знания.
Проблемно-ориентированное обучение позволяет глубже окунуться в выбранную специальность, разглядеть особенности будущей работы, а ещё развить софт-скиллс и критическое мышление. Важно держать руку на пульсе и давать актуальные темы с привязкой к реальности.
PBL подразумевает занятия в группах не более 15 человек, поскольку именно так можно организовать эффективную совместную работу. Сценарии занятий могут различаться, но обычно они проходят так:
• знакомство с описанием ситуации;
• выявление проблемы и выяснение, что студенты знают о ней из теоретического курса;
• брейншторм по источнику появления проблемы и поиске её решения;
• рассмотрение возможных опций;
• самостоятельные размышления и принятие решения;
• обсуждение результатов работы.
При подготовке к занятию помните эти рекомендации:
1. Проблема не должна быть слишком сложной, потому что хронометраж урока не резиновый.
2. Проблема должна быть привязана к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту.
3. Не перегружайте формулировку терминологией.
4. Описание проблемы должно содержать небольшие подсказки к решению, но не быть слишком очевидными и не уводить в сторону.
Учтите, что нельзя полностью переходить на проблемно-ориентированное обучение – оно может быть лишь частью образовательного процесса.
PBL успело многим понравиться, потому что помогает выращивать квалифицированных специалистов.