Приветствуем, друзья! Как вы помните, компания Worktruck начала свою работу в Нижнем Новгороде, здесь её основной штаб и главная команда профессионалов, хотя отличные филиалы есть и в Москве, и в Екатеринбурге.
Старшее поколение помнит название Нижнего во времена СССР – город Горький. И наверняка на слуху у многих аббревиатура ГАЗ – Горьковский автомобильный завод, с конвейера которого вышла знаменитая Волга – одна из первого пула советских легковушек. С ней-то и связана эта «космическая» история.
Думаем, что про степень почета и уважения правительства и всей страны Юрию Алексеевичу Гагарину после полета в космос упоминать не стоит. Помимо звания, оваций и заграничных поездок, первому космонавту (к слову, и последующим космонавтам тоже) полагался «подарочный набор»: четырёхкомнатная квартира с обстановкой, премия в 15 тысяч советских рублей и автомобиль Волга, или ГАЗ-21.
Интересно, что до полёта в космос Юрий Алексеевич машину не водил, водительских прав не имел. Уже после, когда подарили Волгу, прошёл обучение и сдал экзамен на общих основаниях.
ГАЗ первого космонавта хоть и собирался на общем конвейере, по сути был экспортным вариантом автомобиля, дорабатывался на особом участке. Требования к автомобилю были высокие, вид, как сейчас сказали бы, премиум: элегантный черный кузов и голубая внутренняя отделка, хромированная решётка и, конечно же, сверкающий олень на капоте.
Директор ГАЗа того времени товарищ Киселев (которого, к слову, и сейчас хорошо помнят в Нижнем Новгороде) бывал в Москве, встречался с Гагариным, и, собственно, не мог не поинтересоваться впечатлениями космонавта от подаренной Волги.
Со свойственной ему скромностью Юрий Алексеевич нахвалил машину, но вскользь пожаловался на небольшие «огрехи» в эксплуатации. И, естественно, немедленно был приглашён «в гости» на завод.
Для справки: в последствии космонавты наведывались в Горький регулярно, некоторые - не по одному разу. Космонавты приезжали за «Волгами», подаренными им правительством.
В феврале 1963 года визит состоялся, Гагарин приехал в компании с водителем и, как положено, с особистом. Пока встречался с рабочим коллективом, рассказывал о полёте в космос и о встрече с Фиделем, его машину поставили в ремзону.
Машину проверили: коробку передач, подвеску, двигатель. Перед отъездом нужно было её заправить, прогнать и прослушать хорошенько. Заправок тогда на каждом шагу, как сейчас, не было – водитель космонавта Фёдор и горьковчанин, приставленный к машине, поехали через весь город.
Вот со слов этого горьковчанина, тогда Секретаря комитета комсомола ГАЗа Алексея, мы и знаем продолжение:
Вдруг сзади в машине что-то застучало. Как потом выяснилось, рабочие перестарались – перетянули гайку крепления колеса к ступице. Отломившись, она-то и стучала в колпаке колеса.
Федя сказал: «Ничего - доедем», но тогдашнему директору ГАЗа Ивану Киселеву о поломке на всякий случай доложили.
Директор сразу принял решение: нельзя допустить, чтобы первый космонавт уехал на неисправном автомобиле. Было дано указание полностью заменить задний мост, что и было сделано за одну ночь.
Через полтора месяца в Горький пришло письмо от Гагарина с благодарностью за безупречно ведущий себя автомобиль и теплый прием. Юрий Алексеевич ездил на нем до самого дня своей гибели в 1968 году, а сейчас легендарная Волга под номером 78-78 мод стоит под стеклом в музее.
В заключение скажем вот что: команда Worktruck гордится славным прошлым своего города, и работает так, чтоб никто не сказал: «Юра, мы всё прое..ли».