Сегодня, 11 апреля, в суде дает показания по делу Бишимбаева об убийстве с особой жестокостью Салтанат Нукеновой подсудимый Байжанов. Вчера завершился допрос свидетелей – что подтвердилось?
В суде по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева допросили Бахытжана Байжанова, которого обвиняют в укрывательстве преступления.
Отметим, Sputnik Казахстан публикует отдельные фрагменты многочасового судебного заседания.
Тело окоченело гораздо ранее: в суде над Бишимбаевым судмедэксперт подтвердил ужасающие факты нанесения травм
Свои показания родственник экс-министра Бахытжан Байжанов начал с выражения сочувствия родным и близким погибшей девушки (подсудимый обратился к участникам суда на русском языке, зачитывая текст, который, с его слов, он написал собственноручно на родном казахском языке, а перевод на русский сделал его адвокат. Далее Байжанов отвечает на поставленные вопросы на родном языке, рядом находился переводчик).
"Я искренне сочувствую каждому, кого коснулась эта ужасная трагедия. Выражаю соболезнования родным Салтанат. Может быть, мои слова покажутся неуместно, но я искренне переживаю боль и скорбь, потому что я знал Салтанат, знал с очень хорошей стороны. Я прошу прощения у всех, в первую очередь у родных, у друзей Салтанат, у моих родителей, своей супруги, детей. Я полностью осознаю ответственность, лежащую на моих плечах. Мне очень жаль, что не смог в полной мере понять и оценить ситуацию в тот роковой день", – сказал подсудимый.
Он отметил, что утром 9 ноября, когда он пришел в Гастроцентр, уже знал, что Бишимбаев всю ночь буянил, скандалил, выпивал алкоголь и в очередной раз избил Салтанат. Байжанов подчеркнул, что тогда не понял, не смог осознать, насколько все серьезно, критично.
"Не мог себе представить, что Салтанат в такой опасности. Никак не думал, что речь идет о жизни и смерти. Это не оправдание. Я просто не увидел, не смог понять, что на самом деле происходит. Это моя вина. И сейчас об этом сильно жалею", – рассказал Бахытжан Байжанов.
Байжанов сообщил, что примерно в 9.30 ему позвонил Бишимбаев, вызвал в ресторан. Приехав, он постучал в дверь VIP-кабинки, в котором были супруги. По словам Байжанова, от Бишимбаева пахло алкоголем, но он был в адекватном состоянии, был одет в черный костюм, под которым не было рубашки.
"Я пытался войти в кабинку, в это время я краем глаз заметил Салтанат, сидящую на диване в углу. На ней был черный плащ, который был полузапахнут, и, насколько я мог заметить, под ним не было одежды. Меня смутил вид Салтанат, точнее полуоткрытый плащ, без одежды под ним. И я сразу отвел взгляд. Разумеется, я не стал и не мог детально ее разглядывать. В тот же момент я успел заметить, что голова Салтанат была опущена вниз. Из-за этого я сразу не увидел опухлости и покраснения в левом глазу – ее лицо было скрыто", – рассказал он.
Байжанов также сказал, что передал Бишимбаеву одеяло, который он попросил принести, и оставался ждать возле двери. Затем Бишимбаев позвал его зайти внутрь.
"Слышалось, что дыхание Салтанат было чуть чаще и громче, и я решил, что она просто спит. Честно говоря, в тот момент я не придал этому большого значения. Меня это не насторожило, ведь я знал, что они всю ночь не спали и употребляли алкоголь. Я думал, она сильно уставшая. Теперь я понимаю, что моя невнимательность привела к тому, что я списал ее частое дыхание на усталость", – добавил он.
Он также сказал о том, что они с Бишимбаевым подняли Салтанат, которая, вставая на ноги, сжала руку Байжанова.
"Голову она чуть приподняла, можно сказать, держала прямо. Она сильно сжала мою руку. Теперь уже думаю, может быть, она тогда хотела попросить помощи, какой-то сигнал. Не знаю, об этом тоже думаю. Жалею, что в тот момент, в тот день не смог понять и распознать критическое состояние Салтанат. Недооценил серьезность ситуации", – сказал Байжанов.
По словам подсудимого, он тогда заметил, что левый глаз девушки был опухшим и покрасневшим (позже Байжанов сказал, что не мог разглядывать девушку, потому как она была полуодетой). Он отметил, что из увиденного беспорядка в их кабинке понял, что между ними произошел очередной скандал, и что давно знал о том, что Бишимбаев поднимает руку на Салтанат.
Адвокат Бишимбаева заявил судье отвод
Подсудимый также рассказал, что удалил записи с камер видеонаблюдения, но при этом не предполагал, что на них могут быть запечатлены доказательства преступления. Байжанов считает, тот факт, что он поручил это другим сотрудникам, доказывает, что он не знал о преступлении.
В своих показаниях подсудимый Байжанов пояснил, что в течение дня предлагал вызвать скорую для Нукеновой, однако Бишимбаев говорил, что та просто спит и ей не требуется помощь.
По словам Байжанова, вечером он все-таки сам, по своей инициативе, вызвал скорую.
"Мне позвонил Бишимбаев и сказал, что у Салтанат нет пульса, сказал срочно прийти. Я был в шоке от услышанного и сразу же побежал на второй этаж. В кабинке первое, что я увидел, Бишимбаев держал руку Салтанат, он сказал, что нет пульса, и попросил меня тоже проверить пульс. Я попытался проверить, но не смог определить – я был сильно взволнован, напуган, даже можно сказать, что в панике. Во-вторых, у меня не было опыта в таких вещах. Тогда мне в голову пришел мой знакомый врач, я несколько раз звонил ему, говорил, что не могу найти пульс, спрашивал, правильно ли я проверяю пульс", – рассказал подсудимый.
Байжанов сказал, что либо диспетчер скорой помощи, либо знакомый врач посоветовал проверить пульс на шее, тогда-то он и заметил впервые рану на шее Салтанат. По его словам, в тот момент Бишимбаев разговаривал с ясновидящей.
"Я думал, почему он не звонит в скорую помощь. Поэтому я сам, со своего телефона позвонил в скорую помощь, объяснил ситуацию, затем по указанию диспетчера около 10-15 минут делал реанимационные меры", – сообщил Бахытжан Байжанов.
Байжанов утверждает, что Бишимбаев не знал о том, что он вызвал врача.
"В какой-то момент Куандык Бишимбаев попросил меня присмотреть за Салтанат, а сам пошёл в соседнюю кабинку, к незнакомой мне девушке лет 30-35. К 16:00 я начал беспокоиться, но даже не думал, что Салтанат умерла. Я сам позвонил, обратился к врачу, просил его приехать. Бишимбаев об этом даже не знал. Но я успокоился, потому что ясновидящая сказала Куандыку Бишимбаеву: она спит", – рассказал Байжанов.
Он также объяснил, почему он исполнял то, что велел обвиняемый: Бишимбаев был для него авторитетом – он старше его на 10 лет; да, он мог на него наорать, но он верил ему и думал, что человек такого уровня и масштаба держит ситуацию под контролем, потому как он вёл себя спокойно и уверенно в те часы, встречался с другими людьми. И когда тот сказал, что Салтанат спит, он успокоился и продолжил заниматься делами. И только потом он забеспокоился. Позже Байжанов признался, что он ждал одобрения от Бишимбаева вызвать скорую, хотя он предлагал ему ранее вызвать так называемую частную скорую. На это Бишимбаев сказал, что не нужно, что подождут, пока она проснется, и говорил в это время одновременно с ясновидящей.
В ходе допроса подсудимый выразил мнение, что, скорее всего, его первый адвокат тесно общался с адвокатами Куандыка Бишимбаева, что он и заметил.
"В декабре я понял, что мой адвокат общался с адвокатами Бишимбаева. Узнав это, я отказался от его услуг. Пусть меня осудят, но я буду говорить только правду", – заявил Бахытжан Байжанов.
Также, по словам Байжанова, около часа того дня Бишимбаев попросил его принести воду, обезболивающее лекарство и сигареты. После того как Байжанов принес все это, Бишимбаев наорал на него: "Почему ресторан работает?". Подсудимый добавил, что Бишимбаев потребовал закрыть ресторан и распустить персонал.
Позже Бишимбаев отправил ему сообщение с требованием удалить записи с камер видеонаблюдения ресторана. Байжанов перепоручил эту задачу администратору ресторана. Отвечая на вопросы, Байжанов пояснил, что, когда он получил сообщение об удалении видеозаписей, подумал, что Бишимбаев не хотел, чтобы сотрудники ресторана видели, как он вел себя ночью или опасался, что видео попадет в соцсети.
"Я признаю, что Бишимбаев действительно просил меня удалить видеозапись, что я перепоручил. Видеозапись была удалена. Но правда в том, что я не знал и не мог знать, что Салтанат мертва. Я также не знал и не мог знать содержание видеозаписи", – сказал подсудимый.
По словам Байжанова, подобное поручение ему поручают не впервые. Два-три месяца назад между Нукеновой и Бишимбаевым возник конфликт, тогда он по просьбе Бишимбаева обратился в офис управляющей компании жилого комплекса для удаления записи.
"По-моему, тогда он хотел избежать публикации этого в социальных сетях или на виду у соседей", – предположил Байжанов.
Байжанов в суде рассказал, что в день смерти девушки Бишимбаев просил найти телефон Салтанат.
"В тот момент Бишимбаев попросил меня отнести телефон в "Фитнес-палас", подождать там 5 минут, включить авиарежим и вернуться обратно. Когда я спросил зачем, он ответил, что брат Салтанат – Айтым – отслеживает ее телефон по геолокации. Это просьба показалось мне странной, но я особо не удивился", – сказал Бахытжан Байжанов.
Он также сказал, что знал о конфликте между Бишимбаевым и Айтымом, который перерос в драку из-за избиения Салтанат. Поэтому подумал, что Бишимбаев не хочет, чтобы Айтым пришел в ресторан, увидел Салтанат с синяками, чтобы это не спровоцировало новый конфликт.
Байжанов продолжил, что в итоге отдал телефон своему помощнику, чтобы тот отвез его домой к Бишимбаеву, а сам вернулся в ресторан с мазью "Бепантен".
Подсудимый также пояснил, что к вечеру начал беспокоиться, что Салтанат долго спит, поэтому попросил принести нашатырный спирт, после чего решил позвонить знакомому врачу для консультации.
Следующее, что сказал Байжанов, вызвало у защитников Бишимбаева требование прослушать запись заново:
"Бишимбаев сказал, чтобы я говорил, что мы звонили скорую вызывали вместе. Если ты не скажешь так, то я тебя буду проклинать и твоих детей, чтобы с тобой то же такое случилось", - сказал Байжанов.
К окончанию судебного разбирательства Байжанов сказал, что сожалеет, что не принял решения позвонить в полицию сразу, как выяснилось, что Салтанат Нукенова умерла.
В целом по словам Байжанова, он примерно с 16.30 до 18.00 занимался текущими делами, так как думал, что она спит.
Также выяснилось, что в тот день Бишимбаев сказал Байжанову, что из его головы не выходит мысль о том, что у Салтанат был мужчина до него.
Напомним, родственника Бишимбаева Бахытжана Байжанова подозревают в укрывательстве преступления.
Судебное разбирательство по делу экс-министра национальной экономики Казахстана Куандыка Бишимбаева началось 27 марта в специализированном межрайонном суде по уголовным делам Астаны и транслируется онлайн. Он обвиняется в убийстве с особой жестокостью своей гражданской жены Салтанат Нукеновой.
Суд проходит с участием присяжных заседателей, на процессе председательствует судья Айжан Кульбаева.
Следующее заседание состоится 15 апреля.