Елизавета Базыкина, актриса театра и кино, а еще девушка с прекрасным вкусом и чувством стиля — настоящее вдохновение этой весны. Поговорили с Лизой о популярности после нашумевшего сериала, поиске своего стиля и балансе, который необходим для всех, у кого насыщенный ритм жизни.
Елизавета, каковы ваши ощущения от успеха сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», который был снят словно на сильнейшем импульсе и драйве? Не было ли тяжело после того, как эйфория закончилась вместе со съемками?
Я в эту эйфорию и не входила сознательно. Не сроднилась с ней. Честно говоря, резкое появление армии поклонников, которые постоянно пишут, что ты их кумир, боготворят тебя… это было странно для меня. Я старалась держать дистанцию, чтобы не уйти в это забвение и чтобы меня не окутало ощущение, что я действительно кумир. Я подошла к этому с точки зрения самопознания. Изучила этот феномен — что это за люди, что я им транслирую, какой они меня видят. А не так, словно я легла на эту волну славы и успеха и полетела, нет.
Елизавета, каковы ваши ощущения от успеха сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте», который был снят словно на сильнейшем импульсе и драйве? Не было ли тяжело после того, как эйфория закончилась вместе со съемками?
Я в эту эйфорию и не входила сознательно. Не сроднилась с ней. Честно говоря, резкое появление армии поклонников, которые постоянно пишут, что ты их кумир, боготворят тебя… это было странно для меня. Я старалась держать дистанцию, чтобы не уйти в это забвение и чтобы меня не окутало ощущение, что я действительно кумир. Я подошла к этому с точки зрения самопознания. Изучила этот феномен — что это за люди, что я им транслирую, какой они меня видят. А не так, словно я легла на эту волну славы и успеха и полетела, нет.
Я имею в виду еще и эйфорию от просмотра сериала, с позиции зрителя. Она была мощнейшая…
Дело в том, что я сама смотрела его как зритель, каждую серию ждала: не до конца понимала, что я здесь играю роль, что это результат моей работы. Можно сказать, что я тоже стала фанатом этого сериала, как и многие 🙂
В сериале «Надвое» у вас потрясающая роль, первая ваша роль. Наверняка она останется для вас особенной?
Она навсегда останется особенной, открывающей. Валерий Петрович Тодоровский для меня всегда будет важным режиссером: он меня открыл, он меня создал как актрису кино. Но сейчас воспоминания о той жизни и тех съемках кажутся мне такими далекими… Вот тогда я была в эйфории от того, что пришло в мою жизнь, от процесса и места, куда я попала. Вот такой восторг, не связанный со славой или чем-то еще.
А насколько актер обычно погружается в своего персонажа? Насколько актер идентифицирует себя с героем?
Конечно, актер — это адвокат своей роли. Мы должны сродниться с героем, понять его. Кто-то живет жизнью этого персонажа. Но я пока в такие глубины не захожу, стараюсь идти от себя и полностью персонажа не присваивать. Но я не знаю пока, правильно ли это. Может, это приведет к тому, что все мои роли будут похожими: «Это Елизавета Базыкина, которая играет кого-то». С другой стороны, я еще не такая опытная артистка, я полностью не ухожу от себя в создании героя и перемешиваю персонажа с собой. Может быть, в будущем я отойду от этого и буду играть совершенно другого человека: менять голос, смех, говор, плач… Буду познавать и себя в профессии, и профессию в себе.
Но может это и правильно — играть, оставаясь при этом собой?
Это для меня пока дилемма. С одной стороны, это кажется правильным, а с другой — не означает ли это, что тогда все мои героини будут похожими друг на друга?
А как режиссеры или педагоги подходят к этой проблеме, что они рекомендуют?
Наверное, главный учитель для меня — это жизнь и личный опыт. Все режиссеры, с кем мне довелось работать после окончания учебы в ГИТИСе, — также мои учителя. Так сложилось, что я училась больше на практике. А режиссеры… Им важен финальный результат, который они видят на выходе, то есть на съемочной площадке. Когда играется сцена, они делают правки, что-то комментируют. А как именно ты вживаешься в роль, для них не так важно.
В одном из интервью вы говорили, что, например, Жора Крыжовников — строгий режиссер. Это равнозначно для всех или вы все-таки, как девушка, замечали какие-то поблажки с его стороны?
У меня было не так много смен с ребятами, где я могла бы заметить поблажки или поощрения режиссера. В основном смены у меня были с Ваней Янковским. Мы взрослые люди и не позволяли себе какое-то ребячество. Не знаю, как там парни справлялись. Их, конечно, на площадке было больше — один посмеется, другой подхватит. В итоге стоит гогот. Жоре, наверное, приходилось быть местами построже. Но в целом снимали мы быстро, четко и продуктивно.
В сериале «Актрисы», например, показано, как человек приходит к этой профессии, какие у него внутренние мотивы. А что мотивировало вас?
Это получилось случайно. Работаю, пока получается. Может, потом перестанет получаться (смеется). Буду заниматься чем-то другим, посмотрим, конечно. Есть ощущение, что в кино грядет какой-то кризис… Очень интересно, к чему он приведет, — в том числе и меня.
А со стороны возникает ощущение, что всё ровно наоборот: расцвет, подъем, продуктивность в киноиндустрии…
Количество не значит качество. Сегодня уже столько контента, столько артистов, столько сериалов, что этот контент уже некому потреблять. Индустрия перенасыщена. Много всего проходного, бессмысленного. Нужно ко всему подходить дозированно.
То есть вы аккуратно подходите к выбору ролей?
Да. Это случилось еще после «Надвое» и работы с Валерием Петровичем. Я не снималась год-полтора после того, как закончили этот сериал. Я уже не могла уйти в эпизодические роли после него.
А сейчас чего хочется? Может, что-то драматическое?
Конечно, хочется сыграть главную большую роль, которая будет наполнена переживаниями, счастьем, всеми эмоциями, которые присущи женщине. Может, не совсем здоровой (смеется).
Возможно, кто-то есть на примете из литературы? Женщина не то чтобы нездоровая, а, скорее, сильно противоречивая, сложная…
Это кто-то наподобие Карениной. На саму Каренину посягнуть сложно. Да и в наше время нецелесообразно. Но да, интересная героиня, многогранная, наполненная различными переживаниями.
А что сейчас читаете увлекательное?
Я параллельно читаю несколько книг. Например, биографию Мэттью Макконахи. Мне очень нравится: и легко, и смешно местами, и переживания есть. «Идиота» читаю. Пелевина.
Последнюю?
Нет, «T». Летом я прочитала «Числа», а «Трансгуманизм» я читаю в спектакле «Дачники» — моя героиня Варвара Басова выходит в самом начале с этой книгой, и я ее читаю на сцене 🙂
На какие еще спектакли стоит пойти, чтобы увидеть вас на сцене?
На «Дачников на Бали», «Гамлет in Moscow», «Бэтмена против Брежнева», а еще на постановки «Богатые невесты» и «Дядя Лева» в театре на Малой Бронной.
Давайте переключимся на не менее прекрасные, но более повседневные темы. Например, бьюти-рутину. Какие у вас личные мастхэвы в косметичке?
Мастхэв для меня — это тон. Я пользуюсь влажным спонжем, классный лайфхак. У меня всегда есть помады, обожаю накрашенные губы. Вообще, я очень люблю краситься. Крашусь сама, мне так комфортнее. Это лучше, чем за час приходить на грим. Краситься я умею, крашусь красиво. Люблю экспериментировать с цветами.
Возможно, вы не нашли еще своего визажиста?
Да нет, у меня есть девочки, с которыми я люблю работать. Например, Катя Одинцова, с ней мы работали на съемках «Комбинации». Она чувствует мое лицо как никто другой, мы с ней очень сошлись. Она подчеркнула ровно то, что я в себе люблю. Конечно, так, как красит она, я сама не накрашусь.
А как вы к трендам относитесь, успеваете отслеживать?
Я их знаю, за ними слежу, их чувствую. Но раньше я не уделяла им столько внимания, потому что не могла себе позволить. Для меня был не так важен шопинг, я жила по другим правилам. Сейчас, надеюсь, я не теряю собственный стиль, но становлюсь более зависимой от всех этих вещей. Стараюсь стилизовать под себя, чтобы не быть как все. А что касается макияжа, то с детства мама меня всегда учила выглядеть ухоженной, поэтому я редко выхожу совсем без макияжа.
Предпочитаете естественный макияж или макияж без макияжа?
Да-да, такое я люблю, это мое. Что-то сделала, но никто не заметил. У меня нет никаких комплексов — я без макияжа могу быть в полетах, на отдыхе. Но мне комфортнее ощущать себя подкрашенной.
Возвращаемся к трендам. Вы думаете, если с фанатизмом за ними следить, то можно потерять свою индивидуальность?
Многим людям, у которых нет собственного стиля, кто не чувствует себя, свое тело, свой цветотип, конечно, проще двигаться в сторону трендов. Посмотреть на Хейли Бибер и сделать так же. Но это не означает, что эти звездные девушки сами умеют одеваться интересно, наверняка у многих из них есть стилисты. Мне хочется все-таки понимать, что я могу одеваться классно сама. Я часто получаю комплименты по поводу своего стиля, своих луков. Это очень приятно. А если я буду вся обвешана трендовыми клише, мне, конечно, скажут, что я оделась супер, но потом 10 девочек с Патриков пройдут мимо меня, одетые точно так же… Я пока не нашла свой идеальный рецепт, как двигаться в этом направлении, ведь совсем не следовать трендам странно. Это должен быть свой стиль вне времени, но для меня это пока скучновато. Мне хочется разнообразия.
Как много вы тратите на одежду?
Я из тех людей, кто относится к одежде спокойно: это быстротечные вещи и мне грустно тратить на них много. Мой подход такой: лучше купить больше одежды в массмаркете, а вложиться в сумки и обувь. Ну, есть у меня платье Bottega, два платья Balenciaga… Теперь висят. Продавать странно, кастомизировать, что ли, их? :)
А вы не устаете от нарядов в силу частых переодеваний-преобразований? Например, такой феномен встречается у редакторов моды и моделей, которые в жизни ходят в простой базе.
Я очень люблю наряжаться. В театр, то есть на свою основную работу, я хожу красивая. В платьях могу, на каблуках. Куда мне еще наряжаться, если не туда? Премьеры – это больше стратегическая вещь для имиджа, образа. Мне проще нарядиться самой, выложить в социальную сеть, получить комплименты от коллег, подписчиков. В обычный будний день я позволяю себе наряжаться — ну класс же. А если весна, хорошая погода, то всё — пиши пропало: каждый день как показ мод. Я наряжаюсь в первую очередь для себя. Встаю и понимаю, какое у меня настроение. Могу одеться в майку и джинсы с кроссовками, но добавлю аксессуаров вечернего плана — обвесы так называемые 🙂
Личность я яркая, мне хочется внимания, я его люблю. Поэтому могу себе позволить одеваться даже экстравагантно.
Что бы вы посоветовали девушкам, которые хотят найти свой стиль?
Это будут банальные советы. Следите, наблюдайте, кто, на ваш взгляд, стильно одет. Экспериментируйте, пробуйте, меряйте, следите за своим ощущением от этого.
А кто для вас иконы стиля?
Это Кендалл и Кайли Дженнер, Хейли Бибер.
Как вы справляетесь с насыщенным графиком и жизнью на высоких скоростях?
Важно делать паузы, останавливаться. В моем случае это остановки между съемками и репетициями. Думать, на какой ты точке, кто ты сейчас, анализировать ситуацию. Как ты себя чувствуешь. В чем ты пребываешь. А для подобного анализа лучше приостановиться. Оглянуться, посмотреть вперед — куда ты хочешь идти или повернуть, что для тебя действительно важно.