Найти тему
чопочитать

Антиутопия, которая составит конкуренцию «1984»

Оглавление

«Песнь пророка» Пола Линча – это не легонькая прогулка. Да, это лауреат Букеровской премии прошлого года. И это суровая антиутопия. После того, как я перевернула последнюю страницу, у меня было ощущение, что мне дали поесть камней и запить песком. Тяжело. Очень тяжело.

Рельефная обложка немного отличается от англоязычной версии, но стиль остался. Издательство Азбука-Аттиус (Иностранка)
Рельефная обложка немного отличается от англоязычной версии, но стиль остался. Издательство Азбука-Аттиус (Иностранка)

Сюжет

Айлиш мать четверых детей, микробиолог, успешная женщина при любимом муже. Младшему ребенку около года, старшему 16. Но и с такой бурной семейной жизнью она умудряется работать. В один из самых обычных дней в ее дом приходят люди, которые забирают мужа и уводят в неизвестном направлении. На ее плечи ложится всё: попытки найти мужа, удержать старшего сына от призыва (и повстанцев), содержание дома и остальных детей, а также мучительная необходимость наблюдать за тем, как все вокруг рушится.

Белая бумага, довольно крупный шрифт
Белая бумага, довольно крупный шрифт

Плюсы

Среди всех антиутопий, что я читала, эта больше всего похожа на реальность. Тут наверное каждый из вас скажет, что суть антиутопий в том, чтобы предсказывать реальность, и что практически все в той или иной мере мы уже видели, поэтому все они похожи. Но нет. Эта антиутопия сначала выглядит самым обычным романом про самую обычную семью, но потихоньку-потихоньку она переходит ко все более страшным деталям. И если первые воспринимаешь с интересом, то последующие – со страхом. И так и хочется в какой-то момент сказать «о, а мы вот здесь». Именно на этой стадии развития общества и государства.

Это пятый роман Линча. И это безусловное мастерство. В романе вообще нет диалогов. Точнее они есть, но оформлены как обычные повествовательные абзацы. При этом ровно один раз за всю книгу у меня было непонимание того, кто именно говорит. Перечитала абзац еще раз – поняла. Ни разу не встречала такого умения – сделать динамичную книгу, не поставив ни единого тире в начале строки.

При всей тяжести и планомерности повествования откладывать или закрывать книгу не хочется. Не раз я думала «вот после этой главы пойду и сделаю дела», но переворачивала страницу и читала дальше. Люблю книги, от которых сложно оторваться.

Предполагаю, что мое восприятие связано с прямейшим сопереживанием – я моментально представляю себя на месте Айлиш, думаю о том, что бы делала я, разрываясь между детьми (и глядя на то, как быстро она привыкла оставлять младшего ребенка на более старшую дочь) и стареющим отцом, у которого внезапно и во всей красоте открылся Альцгеймер.

При всей ужасности того, что я сейчас называю своими именами, как таковой мерзости в книге нет. Я сравнивала внутри себя это повествование с книгами о холокосте или известных нам войнах. И оказывалось, что те книги, хоть они и насыщены ужасающими подробностями, читаются проще. Вероятнее всего, дело в том, что мы знаем концовку – большая часть умрет, но затем придет спасение. Здесь же, с учетом нарастающей безнадеги, о лучшем конце хочется мечтать, но как оно будет на самом деле – неизвестно до самого конца.

И да, эта книга напомнила мне «Американскую грязь» Камминс, там тоже мать всеми силами старается спасти своего ребенка, пройдя все мыслимые и немыслимые испытания, приняв по пути на попечение двух несовершеннолетних сестер, став им на время мамой. По настроению книги немного схожи, но у Камминс сценарий действий был более или менее понятен им. В «Песне пророка» же мы сталкиваемся с самой пугающей неизвестностью.

Меньше 400 страниц, читается тяжело, но за счет крупного шрифта быстро
Меньше 400 страниц, читается тяжело, но за счет крупного шрифта быстро

Минусы

Не нашла.

Итог

К этой книге нужно морально подготовиться. И физически тоже. Подготовьте себе какую-нибудь филгуд-историю, чтобы прочитать ее после. Попросите домашних не мешать вам, потому что эту историю нельзя читать урывками. Тяжелая книга, но совершенно не жалею, что прочитала. Буду теперь отходить.

А вы читали/планируете?