Немного вводных: я никогда не интересовалась биологией. Все эти латинские названия, теории, виды, классы, признаки, факторы... всегда наводили на меня скуку. Наверное, я романтик (агностик, идиот - нужное подчеркнуть), поэтому предпочитаю видеть в развитии живых организмов чудо, а не закономерности))
В этой связи чтение романа Карела Чапека "Война с саламандрами", в особенности первой его части, было для меня затруднительным. Роман читала в рамках литературного квеста (@Ветер в книгах), это и придало дополнительные силы взять этот рубеж.
Что по сюжету?
Действие происходит в начале XX века (кстати, роман был впервые опубликован в 1936 году). Некий капитан И. ван-Тох отправляется в плавание на поиски ранее не обнаруженных месторождений жемчуга. Он не верит в возможность выполнения этой задачи, ругает на чем свет стоит свое руководство и регулярно посещает островные бары, напивается, общается с местными... И однажды узнает об острове, окруженном суеверными страхами местных жителей. Этот остров и акваторию рядом с ним никто никогда не исследовал, потому что в воде водятся черти.
Рассказами о чертях старого морского волка не испугать, и он отправляется выяснить, что же там происходит. Так и были обнаружены первые человекоящеры, Andrias Scheuchzeri, проще говоря - саламандры.
Природа не наградила саламандр естественными средствами защиты от разных морских хищников, поэтому их популяция не могла широко распространиться. Они обитали на очень ограниченной территории. И за многие годы, столетия, тысячелетия такой ограниченной жизни накопили в себе потенциал для стремительного развития, феноменальной способности к обучению.
Наш капитан ван-Тох из сострадания начал снабжать саламандр ножами и гарпунами (против акул) и из коммерческого интереса развозить их по всему Тихому океану. О том, что из всего этого вышло и повествует данный роман.
Институт семьи с точки зрения биологии
Есть в этом романе любопытная глава "Приложение. О половой жизни саламандр", на которой мне хочется остановиться подробнее в связи с тематикой своего канала.
Свой рассказ Карел Чапек предворяет размышлениями о том, что человеку всегда интересно заглянуть в будущее, узнать как далеко шагнет наука, как разовьется техника, какие глобальные социальные вопросы будут решены. Но не менее интересен и вопрос о том,
как в этом лучшем, более прогрессивном или по крайней мере технически более совершенном мире будет обстоять дело со столь древним, хотя и по прежнему популярным институтом, как половая жизнь, размножение, любовь, брак, семья, женский вопрос и тому подобное.
Не буду углубляться в физиологические детали, которые очень подробно и псевдонаучно в этой главе изложены. Более интересны те обобщения, к которым автор приходит в конце главы:
Подлинную общность в животном мире мы найдем только там, где жизнь и развитие вида опирается НЕ на принцип брачной пары: у пчел, у муравьев и термитов. Общность пчел можно выразить словами: "Я, Материнский улей". Общность же саламандр выражается иначе: "Мы, мужской принцип".
В этих фразах-определениях важно и местоимение, я или мы, индивидуальное или коллективное; и указание на то, какое начало становится определяющим, материнское или отцовское, женское или мужское.
Природа у большинства животных видов наделила превосходством жизненных сил именно самок. Самцы существуют для собственного удовольствия и для того, чтобы убивать: это надменные и хвастливые одиночки, тогда как самки представляют сам род во всей его силе и со всеми свойственными ему добродетелями.
У саламандр же самцы определяют развитие вида в гораздо большей степени, чем самки. Саламандры в ходе своего развития создают "сообщество самцов в чистом виде".
Интересно, что перевес значимости мужского начала приводит их общество к развитию технических и аналитических способностей. А также к потере индивидуальности и, как следствие (?), к снижению воинственности.
Саламандры по сюжету абсолютно миролюбивые существа, они очень долго безропотно сносят варварское обращение с ними людей. Кажется нет границ той безжалостности и жестокости, которую демонстрируют люди: тут и работорговля, и зверские опыты, и эксплуатация. Но саламандры не бунтуют. Почти.
А как же война, заявленная в названии книги? - спросите вы. Я сама очень долго по ходу чтения задавалась этим вопросом. И вот дочитав, пребываю в ужасе. Потому что войны в устоявшемся представлении (с армиями, сражениями, победами и поражениями) в романе почти нет. Есть история угнетения сначала одного вида другим, а потом - наоборот... Но, кажется, мы уже вышли за пределы вопросов пола и брака.
Несколько слов о жанре
Роман "Война с саламнадрами" неоднозначный. По ходу действия несколько раз меняется его жанр. Сначала мы имеем дело с приключенческой историей. Капитан И. ван-Тох в душе был настоящим романтиком. Ему с одной стороны было искренне жаль этих необычных существ, с другой стороны - он увидел возможность для собственного обогащения. Саламандры не только разыскивали для него жемчуг, но и добывали его, почти ничего не требуя взамен.
Но после смерти капитана И.ван-Тоха, история приобретает совершенно другие масштабы. Приключенческий роман превращается в утопию, в мечту о всеобщем благе и процветании:
Стиль капитана ван-Тоха - это был стиль приключенческих романов, стиль Джека Лондона, Джозефа Конрада и т.п.... Но после смерти капитана мы не имеем права продолжать эту авантюрную ребяческую эпопею... Мы должны быть поэтами... Мы дадим миру рабочих моря... приключенческую сказку о жемчугах мы заменим гимном труда.
И, как вы понимаете, очень скоро утопия превращается в антиутопию. Карел Чапек очень последовательно и детально показывает, как прекрасная идея на деле превращается в сущий кошмар.
Томас Карлейль писал: "Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики, а пользуются ее плодами отпетые негодяи". В этом романе происходит именно это, за воплощение прекрасных идей берутся отпетые негодяи, и мир начинает трещать по швам...
Роман заканчивается очень тонкой и пронзительной главой, в которой автор беседует сам с собой: человек и писатель вступают в диалог. Человек просит: "спаси человечество". А автор возражает: "Разве я могу творить чудеса?.. Все происходящее совершается в силу внутренней необходимости и закономерности".
И итог романа, действительно, закономерен, хоть и ужасен, и это приводит нас к мысли, что перед нами самый настоящий реалистичный роман.
Критика сочла мою книгу утопическим романом, против чего я решительно возражаю. Это не утопия, а современность. Это не умозрительная картина некоего отдаленного будущего, но зеркальное отражение того, что есть в настоящий момент и в гуще чего мы живем.
Послесловие
Роман "Война с саламандрами" стал последним в творчестве Карела Чапека. Ярый противник фашизма, он умер незадолго до полной оккупации Чехословакии нацистами, умер от воспаления легких 25 декабря 1938 года. Он в прямом смысле не смог дышать в мире, сошедшем с ума...
За полтора года до смерти он получил письмо от немецкого писателя Томаса Манна: "Я читал Ваш роман "Война с саламандрами", который, к счастью, переведен на немецкий язык. Ваш сатирический взгляд на безудержное безумие Европы абсолютно великолепен, и от этого безумия страдаешь вместе с Вами, следя за гротескными и кошмарными событиями повествования".