Тяжелое положение русского крестьянства, составлявшего 95% населения России, в начале XX века достигло критического уровня и, несмотря на "столыпинские реформы", продолжало ухудшаться. В 1911 году в Российской империи разразился голод охвативший в общей сложности до 30 млн. крестьян.
Именно наличие "порочного круга" нищеты и безысходности, а не только просто тяжелые материальные условия жизни российского народа, и стало причиной такой специфической болезни низших слоев населения Российской империи, крестьянства и городской бедноты, как алкоголизм.
В 1913 году накануне прекращения государственного производства алкоголя (в связи с войной) потребление алкоголя в пересчете на чистый спирт составляло в России 3,41 литр в год на душу населения.
Царская администрация, получавшая большие доходы от государственной монополии на продажу водки, не делала серьезных попыток ограничить повальное распространение алкоголизма среди низших слоев населения.
В начале XX века русскими врачами и социологами проведено несколько больших исследований алкоголизма в России. Их результаты приведены в статье социолога Ф.Э. Шереги "Причины и социальные последствия пьянства" в журнале "Социологические исследования", за1986 г., в №2.
Российские газеты и журналы того времени писали о "вырождении русского народа", причиной которого назывались "массовые недороды в деревне, голод, алкоголизм и сифилис".
Согласно официальной статистике, из 227 тыс. призывников 1902-1904 гг. по причине "наследственного алкоголизма" было выбраковано 19,5%.
По данным военных врачей отягощенная алкоголизмом наследственность вызывала широкое распространение среди призывников таких заболеваний, как: идиотизм и сумасшествие, рахитичное телосложение, глухота и глухонемота, хроническое воспаление легких, хронический катар и т.д.
Именно в начале XX века была заложена тяжелая традиция семейного пьянства, которая губительно сказывалась на подрастающем поколении. В 1909 г. в Московской губернии до 20 лет доживало менее трети родившихся.
С началом первой мировой войны в Российской империи был объявлен "сухой закон". Однако подпольная продажа вина и других алкогольных напитков продолжалась. Недостаток открытой продажи алкоголя повсеместно компенсировался самогоноварением.
Подобная же ситуация сохранялась и после революции 1917 года, в период иностранной интервенции и гражданской войны.
Одной из важных мер принятых в СССР периода НЭПа была либерализация производства и продажи спиртного. К 1923 году государственное производство пищевого спирта упало почти до нуля. Были разрешены частное производство наливок и настоек (с 1924 года крепостью до 30 градусов).
С 1922 года борьба с самогоноварением в деревне полностью прекратилась. По данным анкетного опроса Госспирта летом 1923 года 10% крестьянских хозяйств производили алкоголь. В целом в этот год на самогон было переведено 100 млн пудов хлеба (то есть около 2% урожая).
В 1920-е годы особенно в деревнях процветало "обрядовое пьянство" - на свадьбах, похоронах, крестинах, на советские и церковные праздники, которых в год насчитывалось больше десятка.
Секреты самогоноварения в России традиционно передавались от отца к сыну. Еще мои отец и дед умели сами изготавливать в домашних условиях хороший самогон, а моя бабка по отцу даже в 1960-е годы иногда, "для собственного удовольствия" делала брагу.
В 1925 году была введена государственная монополия на производство водки. Началось постепенное вытеснение употребления самогона и настоек. В 1925 году потреблено заводского спирта 0,88 л. на душу населения, в 1932 г. - 1,04 л., в 1940 г. - 1,9 л., в 1950 г. -1,85 л.
Контроль за оборотом алкоголя в СССР позволил начать планомерную антиалкогольную компанию. С 1926 года в школах были введены обязательные занятия по антиалкогольному просвещению. С марта 1927 года были введены ограничения на продажу спиртного (малолетним, лицам в нетрезвом состоянии, и в выходные и праздничные дни и в буфетах учреждений культуры).
Государственная монополя на водку имела важное экономическое значение - доходы от продажи водки стали поступать в бюджет. В 1927/1928 финансовом году они составили 12% доходной части государственного бюджета. При этом в царской России доходы составляли почти треть госбюджета - 31% в 1905 г., 30% в 1909 г..
Активное участие в антиалкогольной компании приняли видные ученые. В 1927 году вышла книга В.М. Бехтерева "Алкоголизм и борьба в ним".
В своей книге известный психолог и психиатр писал, что отрезвление населения возможно только силами самих простых граждан СССР и прежде всего за счет повышения культурного уровня широких слоев общества.
И именно повышение общего культурного уровня и улучшение условий питания, в том числе детей и молодежи, позволили к к концу 1920-х годов значительно снизить уровень пьянства в СССР по сравнению с предреволюционной Российской империей.
Однако впоследствии, в результате урбанизации, уровень употребления алкоголя в СССР начал быстро расти: 1960 г. - 4.82 л. на человека, 1970 г. - 9,22 л., 1980 г. - 12,63 л. Урбанизация с ее быстрой ломкой привычных условий жизни и типа семьи, а также признаки кризиса в духовной сфере снова сделали актуальной проблему пьянства в стране.
В 1958 году было принято Постановление «Об усилении борьбы с пьянством и о наведении порядка в торговле крепкими спиртными напитками». Запрещалась продажа водки во всех предприятиях общественного питания (кроме ресторанов), расположенных на вокзалах, в аэропортах, на привокзальных и пристанционных площадях. Не допускалась продажа водки в непосредственной близости от промышленных предприятий, учебных заведений, детских учреждений, больниц, санаториев, в местах массовых гуляний и отдыха. Была резко усилена борьба с самогоноварением.
В 1972 году было опубликовано Постановление «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма». Предполагалось сократить производство крепких алкогольных напитков, но взамен расширить производство виноградного вина, пива и безалкогольных напитков.
Также были повышены цены на спиртное; прекращено производство водки крепостью 50 и 56°; время торговли алкогольными напитками крепостью 30° и выше было ограничено промежутком с 11 до 19 часов; были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП), куда людей отправляли принудительно.
Несмотря на незначительные результаты послевоенных антиалкогольных компаний по сравнению с началом XX века в СССР все же было достигнуто немало. Прежде всего нужно отметить, что алкоголизм "постарел" - он перестал быть, как в дореволюционной России, социальной болезнью молодежи. Пьянство, как явление, стало больше характерно для людей старшего возраста.
В начале XX века большинство больных алкоголизмом (75%) имели возраст менее 30 лет, а 20% из них были моложе 20 лет. В 1970-е годы среди алкоголиков было лишь 13.5% молодых людей в возрасте до 30 лет и 0,3% моложе 20 лет.
Согласно данным Института социологии РАН в 1984 году среди школьников никогда не пробовали алкоголь 31.9% опрошенных и никогда не пробовали алкоголь после 13 лет 48,2 опрошенных школьников. Чуть меньшие проценты никогда не пробовавших алкоголь были выявлены среди учащихся ПТУ.
И тем не менее алкоголизм, как социальное явление продолжал оказывать негативное влияние на обстановку в стране.
К концу 1970-х годов потребление спиртных напитков в СССР достигло рекордного уровня в истории страны. Потребление алкоголя, которое не превышало 5 литров на человека в год ни в Российской империи, ни в СССР в сталинскую эпоху, достигло к 1984 году отметки в 10,5 л зарегистрированного алкоголя, а с учетом подпольного самогоноварения могло превышать 14 л.
Продолжение следует...