Наш друг, коллега, соратник, ведущий рубрики #стих_дня и просто хороший и талантливый человек Святослав Михня выпустил новый поэтический сборник "Прозрачный брод". Чему мы аплодируем стоя и благодарим за волшебный подарок, который помогает открывать портал, уводящий из будней, суматохи, проблем и переживаний - в чистое, светлое, незамутненное, радостно-задумчивое рядом. "Сердце в облаках качайте..."
Предисловие к сборнику написал журналист Сергей Алексеев, также участник нашей литературной "группировки") Однако в книге его текст дан в сокращенном виде. Мы же можем себе позволить опубликовать полный вариант. Читайте о поэте. Читайте поэта!
Сергей Алексеев
Взмахнуть факелом в ночи!
Одна из самых крупных жизненных удач для меня – близкое знакомство, дружба с прекрасным русским поэтом Святославом Борисовичем Михней.
Раздумывал над заголовком к предисловию уже четвертого сборника поэта «Прозрачный брод» недолго. Образ огня в творчестве у Святослава Борисовича редко вырастает до карающего ветхозаветного всесожжжения, напротив он согревает, покоит, указывает потерявшимся путникам, обессиленным душам дорогу. Лежит эта дорога в направлении классической русской поэзии – от Гавриила Державина до Иосифа Бродского, от Бориса Пастернака до Дениса Новикова. Неслучаен сам жест – вот этот взмах факелом в ночи, которым грезили и Кафка, писавший не то что не стихи, но даже и не прозу, а собравший в комок ужас, отчаяние, боль и Егор Летов с песнями - кличами, не уступавшими исступленности Уолта Уитмена, который обрушил свой варварский крик на крыши мира.
В поэзии Михни есть и это, но вот парадокс - иногда негромко сказанное слово и честно прожитая и, я надеюсь, еще долгая и счастливая жизнь автора сборника не уступают по эффективности кличам, крикам и прочим шумовым эффектам. Поэт спокойно, мудро, не упуская деталей, рассказывает о тектонических разломах человеческой души. С выдержкой, без аффектаций и при помощи поэтического языка изумительной чистоты.
И взмах факелом в окружающей нас сегодня ночи (экзистенциальный и не только ужас жизни когда –нибудь коснется каждого) – бесценен как поступок, как лирическое заявление, как, если угодно, надежда на спасение.
И к этому спасению человека подчас приводят и размышления Святослава Михни – спокойные, весомые, искренние, пережитые ценой крови собственного сердца, утрат, мук и, как следствие – счастья:
Забудем как-нибудь
суеты давних лет.
И твой недолгий путь
мне — как продленный свет.
Рядки плакучих свеч
чуть источают чад.
И о тебе — вся речь.
И о тебе — молчат…..
Стихи эти посвящены памяти человека непростой судьбы и , к сожалению, безвременно ушедшего из жизни - нашего земляка, протоиерея Алексея Расева. Рука чуть сама не написала ровесника, но по земной временной шкале мы убежали вперед, а отец Алексей пошел, думается, дальше нас. Впрочем, что такое время в дольнем мире перед лицом горнего?
Ветер тревожно о жизни моей шумит,
да на мой век хватит и так тревог.
Быстро живёт человек, зато вечно спит.
И облака обивают земной порог.
В мире привычном солнце сменяет тень.
Вдруг на озёрный берег плеснет волна…
С лесом в обнимку дремлют остовы деревень.
Но на ветру оживают хвойные письмена.
Истоки поэзии Святослава Михни таятся в простых истинах, которые труднее всего на свете воплотить в творчестве собственной жизни, в понимании ее цели, смыслов.
Бог, семья, работа, творчество, любовь к окружающему миру, рефлексия – вот по этим ступеням шагает человеческая совесть в сборнике «Прозрачный брод». Шагает не вразвалочку, а спотыкаясь, падая и снова вставая.
Иначе некому будет взмахнуть факелом в кромешной ночи.
Я достаточно хорошо ( ну не так чтобы очень, но тем не менее) знаю характер, интересы и поэтические вкусы Святослава. Было время нам поспорить и о поэзии и о, представьте себе, муниципальной журналистике в тесном кабинетике одной не к ночи вспомянутой районной газеты. Девять лет мы провели сидя если не в одной камере ( хотя что –то в этом сравнении есть), но практически за одним столом.
Были не худшие, а может быть и лучшие годы жизни.
Проходит смятение и горячка юности, мысли и чувства становятся глубже, поступки – осмысленнее, и тем не менее навсегда остается что –то неуловимое как улыбка весеннего солнечного зайчика или трубный глас гипербореев зимой в пустых садах.
Вот эту невидимую суть, лица необщее выражение Святослав запечатлел на бумаге.
Как – знает только Бог.
Не знаю, что скажут о сборнике «Прозрачный брод» потомки, но современникам, особенно в нынешнее трубное не только для гипербореев время стихи Святослава Михни необходимы.
Что бы взмахнуть факелом в ночи.
И рассеять мрак человеческих душ.
Начиная, естественно, с себя.