Вопрос в психологическом консультировании, никогда не теряющий своей актуальности:
Имеет ли смысл посетить хотя бы одну сессию, если я не хочу идти в длительную психотерапию?
На какой результат может рассчитывать клиент, решив посетить у психолога всего одну сессию?
Сразу оговорюсь, учитывая грустные современные реалии, что психологом я называю специалиста с профильным высшим образованием и корректной подготовкой, включающей личную терапию и разрешение на соответствующую профессиональную деятельность, который работает в соответствии с определенным методом консультирования. Ибо невозможно предсказать, что получит клиент, придя к психологу без профильного образования и без пройденной личной терапии, который во время сессии курит, ест, отвлекается на телефонные разговоры (реальные примеры, к сожалению...)
Психологическая работа – очень тонкая, в ней очень много нюансов (человеческая психика до сих пор остается не до конца изученной областью), поэтому она не предполагает жестких гарантий. Но можно говорить о наиболее частых закономерностях.
Психолог, за которого можно поручиться, для первой сессии держит в уме 3 задачи:
- Понять проблематику клиента.
- Дать клиенту хотя бы одну хорошую интерпретацию в ответ на его рассказ.
- Снять аффект.
Это - план-минимум. Планом-максимум может быть несколько хороших интерпретаций, после которых клиент уходит окрыленный и с чувством, что он понял для себя нечто важное. Но даже одна, уложенная в канву его переживаний, "попавшая", даст такое чувство. В общем, если вы услышали от психолога на первой сессии новую и полезную для себя мысль, значит, консультация была очень успешной.
Первый пункт - понять проблематику - кажется очевидным, но, как показывает практика, он не всегда прост для исполнения. Даже если не упоминать предельные случаи, например, когда клиент всю сессию молчит (бывает и такое), далеко не всегда он говорит о тех проблемах, ради которых пришел... и далеко не всегда говорит понятным языком... а время-то ограничено.
И третий пункт - снятие аффекта - это то, что психолог сделать прямо-таки обязан. Поэтому ответ на вопрос заголовка - да, после единственной сессии клиент должен почувствовать себя лучше просто в силу того, что у него была возможность высказаться перед внимательным и понимающим собеседником, а как бонус, этот собеседник еще и умеет профессионально слушать и понимает, как нужно вести и завершать разговор в пределах отведенного времени. Отпустить клиента "разобранным", в смятении чувств и в слезах является недопустимым, все аффекты, которые возникли во время сессии, должны в ее же пределах и остаться.
Идеи статей о "кухне" психологического консультирования приходят мне, когда я читаю о клиентском и профессиональном опыте. Исходя из этого, я стараюсь освещать темы, которые вызывают вопросы и дискуссии. Если вам интересен такой формат заметок, предлагайте свои темы в комментариях.
©Екатерина Крылова. 11.04.2024 г.