— Я не собираюсь ничего ломать и делать заново! Я уже заплатил за эту штукатурку и не хочу платить второй раз. Я вам сейчас расскажу, как мы поступим...
***
Судя по многочисленным жалобам современных ремесленных мастеров, это стало частой проблемой. Заказчики пытаются вынудить работать с тем что есть, а не выполнить работы как положено.
Примеров тому достаточно...
Можно сто раз сказать, что гипсовой штукатурке не место в ванной, но в половине случаев, в виде оправданий прилетит любимая мантра:
— А что мне теперь делать, если у меня перегородки из ПГП? Ну не ломать же теперь...
— А что мне делать, если уже стяжка есть?! Пусть слабенькая, потрескалась...но ведь можно что-то сделать!? Вы же специалист...
— А что мне делать, если ваши предшественники накосячили со штукатуркой?! Я не собираюсь платить дважды за одну и ту же работу. Работайте с тем, что есть...Вы должны знать, как исправить ситуацию.
Должны, должны, должны ... Заказчик самостоятельно решает, кто ему вдруг "задолжал", а вновь прибывшие мастера стоят перед выбором — согласиться или бежать без оглядки?
Начнем с того, что никто никому ничего не должен. Пока еще все находятся в стадии договоренности. А те кто реально должен Заказчику, по какой-то причине отсутствуют.
*** Как думаете, по какой причине Заказчик не желает привлечь к ответу виновных и пытается на вас скинуть ответственность за чужие ошибки?
Надо отдать должное, что Заказчики тоже все разные. И не всегда нас встречают одинаково. Варианты бывают:
- — Вы специалист, значит вам оценивать, считать и принимать оптимальное решение!
- — Видите, какая беда приключилась! Посоветуйте, как сделать, чтобы было надежно. Может можно что-то сделать малой кровью?
- — Я купил "специальную" грунтовку и всё будет в порядке. Делайте, как я сказал.
Что остается делать бедному исполнителю в третьем случае?
Отказываться нелепо. Ты пришел работать да и квартира не твоя, а Заказчика. Приходится соглашаться и делать как хочет Заказчик. Но всегда остается вопрос:
— А как снять с себя ответственность за нелепые решения, принятые Заказчиком?
Шаг 1.... Соглашайтесь со всем, улыбайтесь и кивайте.
Никогда не кидайтесь сходу доказывать свою компетентность. Заказчик вас не знает. Зато видит косяки не хуже вас. И при первом знакомстве, вы для него ничем не отличаетесь от криворуких предшественников.
Начнете сразу критиковать, вас скорее всего воспримут за очередного разводилу, который по традиции раскачивает клиента на ненужные траты
Наверняка предшественники тоже пели песни о правилах штукатурки и своем профессионализме. Редкий работяга не считает себя самым умным и опытным. А то что штукатурка потрескалась.... ну так на то есть масса причин! Фазы Луны и ретроградный Меркурий в их числе....
Задайте правильные вопросы:
— Какой штукатуркой делали? Когда? Через сколько дней появились трещины? Из чего сделана перегородка?
— Штукатурка хорошая, готовая в мешках. Марки М100. Делали два месяца назад, а трещины появились практически сразу. Они их перетерли, а они выступили по новой ... через пять -шесть дней.
После демонстрации осыпающегося песка из штукатурки, задайте следующий правильный вопрос:
— Вы предлагаете оставить эту штукатурку?
— Да, конечно! Я видел, что применяют укрепляющие грунтовки глубокого проникновения. Эта грунтовка укрепит основание и всё будет в порядке. Я точно знаю, на ютубе много раз видел...
Не бросайтесь доказывать обратное! Если человек уверен в своей правде, нет смысла его поливать ледяной водой сразу. Надо предварительно подготовить...
— Эта грунтовка укрепить слой штукатурки примерно на 3-4мм. Остальная штукатурка точно так же останется "слабенькой". Да и укрепит акриловая грунтовка на 0,2-0,25 МПа, а нам явно не хватает марки раствора намного больше. Но воля ваша! Вы Заказчик и вам принимать решение!
Улыбайтесь и соглашайтесь. Рано еще лезть с советами. Но делаете новую запись в блокнотик:
Обратите внимание на оппонента. Если в его глазах мелькнула тревога или сомнение, мы двигаемся в правильном направлении. Значит скоро прозвучит ключевой вопрос:
— А что вас смущает? К чему все эти ваши записи и пометки?
— Нет-нет! Ничего страшного, это ВАШ ВЫБОР и я ни в коем случае не могу вас убеждать в обратном. Просто я не имею желания нести ответственность за чужие огрехи в работе и чужие ошибки в выборе технологий. Скажите, а сколько стоил ВАШ КАФЕЛЬ, КОТОРЫЙ ВЫ КУПИЛИ ДЛЯ ЭТОЙ ВАННОЙ???
Два акцента → ВАШ ВЫБОР и СКОЛЬКО СТОИЛ КАФЕЛЬ...
Пока Заказчик рассказывает вам стоимость своих изысков, вы прикидываете стоимость своих работ, относительно квадратуры. Сложив две цифры вместе, вы получаете повод для манипуляции страхами. В ваших устах это выглядит примерно так:
— 50 тысяч за материал и примерно 50 тысяч вы отдадите за работу. Стоит ли рисковать?
— А чем я рискую? Вы же специалист и всё сделаете, как положено — надежно и качественно!
— Но вы же должны понимать, что моя "качественная" работа никоим образом не спасет "НЕКАЧЕСТВЕННОЕ" основание. Переделать штукатурку будет стоить .... примерно 30 тысяч рублей и дополнительный месяц. Но в любом случае — решать вам!
И ВСЁ! Вы выдали своё мнение и акцент на "РЕШАТЬ ВАМ" является главным в диалоге. Если перед вами адекватный Заказчик, то он захочет выслушать подробности о рисках.
Тут уже ваш выход и можете рубить с плеча про правила СП 71, адгезионный отрыв основания 3-го типа по ГОСТ 31356. Можете подлить масла в огонь красочным описанием мероприятий по переделке после окончания ремонта, через год.
Когда уже стоят все приборы, в квартире живет семья и среди членов семьи будут недовольные новой разрухе.
— Вам решать! Понадеяться на "авось" и попытаться сэкономить 30 тысяч или сделать гарантированное качество, долговечность и спокойствие!
А дальше действительно решать Заказчику. И не стоит тыкать Заказчика носом, что надо бы привлечь криворуких, которые сделали такую штукатурку. Он и без вас знает, что лоханулся. Но причин для их отсутствия может быть достаточно.
Не сошлись характерами. Он им больше не верит. Может он их выгнал без оплаты...Нам оно неведомо и знать этого не надо.
В любом случае, вы сделали всё правильно — показали свою компетентность, сняли с себя риски за чужие ошибки и решения. Возможно получили дополнительную работу.
Ну а если Заказчик после всего отказался от ваших услуг и принялся искать себе других? Так это не беда! Это означает только одно — он не Мастера себе ищет, а ЖЕРТВУ! На кого скинуть собственные ошибки...
Он вам нужен такой Заказчик?
Сегодня в 16.00, буду читать лекцию на эту тему. На канале у облицовщиков дам полный расклад подобным взаимодействиям. Если интересно — забегайте!
И кстати! На прошлой встрече с облицовщиками, задали вопрос по поводу Руспанели. Пришлось разбираться и материал оказался далеко не таким однозначным...