Найти в Дзене
ЭраАвто

Самый черный BMW на земле: история создания и принцип работы

Компания BMW выпустила модель VBX6 — первый автомобиль, покрытый самым чёрным материалом на Земле — Vantablack VBx2. Когда поверхность покрыта Vantablack, человеческий глаз не может различить её определяющие черты, а объекты кажутся двумерными. Мозг может интерпретировать это как взгляд в бездну или даже в ничто, что делает Vantablack не самым подходящим цветом для автомобиля, поскольку он скрывает почти все детали и особенности дизайна. Компания Surrey Nanosystems разработала самую чёрную в мире краску, название которой содержит слово «нано» неспроста, но об этом позже. Краску Vantablack называют «самой чёрной» за способность поглощать 99 % света, попадающего на поверхность с этим покрытием. Мы видим окружающий мир благодаря тому, что все предметы отражают свет. Если предмет не может отражать свет, он становится похож на чёрную дыру — именно это произошло с BMW X6, который покрасили краской Vantablack. Как это стало возможным? Материал Vantablack состоит из длинных углеродных нанотруб

Компания BMW выпустила модель VBX6 — первый автомобиль, покрытый самым чёрным материалом на Земле — Vantablack VBx2.

Когда поверхность покрыта Vantablack, человеческий глаз не может различить её определяющие черты, а объекты кажутся двумерными. Мозг может интерпретировать это как взгляд в бездну или даже в ничто, что делает Vantablack не самым подходящим цветом для автомобиля, поскольку он скрывает почти все детали и особенности дизайна.

BMW VBX6
BMW VBX6

Компания Surrey Nanosystems разработала самую чёрную в мире краску, название которой содержит слово «нано» неспроста, но об этом позже. Краску Vantablack называют «самой чёрной» за способность поглощать 99 % света, попадающего на поверхность с этим покрытием. Мы видим окружающий мир благодаря тому, что все предметы отражают свет. Если предмет не может отражать свет, он становится похож на чёрную дыру — именно это произошло с BMW X6, который покрасили краской Vantablack.

Как это стало возможным? Материал Vantablack состоит из длинных углеродных нанотрубок. Эти трубки упорядочены параллельно друг другу и образуют структуру, похожую на длинный забор (или поленницу, в зависимости от того, с какой стороны посмотреть), что характерно для наномира.

Материал Vantablack
Материал Vantablack

Использование состава Vantablack приводит ко многим очевидным и неочевидным последствиям. Одно из них — полное отсутствие способности отражать свет у любого предмета, покрытого этим составом. Именно поэтому Vantablack изначально применяли для покрытия оптических и других измерительных приборов на космических аппаратах. Это позволяло снизить вероятность возникновения различных помех и повысить точность систем слежения за космическим пространством.

Полное отсутствие отражений может обмануть человеческий глаз: из-за этого материальный и объёмный объект с таким покрытием кажется двухмерным. Глазу не за что зацепиться, чтобы понять форму «ультрачёрного», поэтому предметы, покрытые составом Vantablack, воспринимаются сознанием как абсолютно плоские.

BMW VBX6
BMW VBX6

Представители современного искусства, разнообразные инсталляторы и создатели перформансов, конечно же, не могли оставить без внимания такой удивительный материал. Но не тут-то было: один из самых знаменитых современных художников, Аниш Капур, проявил расторопность и получил от создателей Vantablack эксклюзивные права на использование «самого чёрного цвета в мире» в своих работах.

Отсюда можно сделать вывод, что BMW X6 не является произведением искусства, даже если покрыть его составом Vantablack. Однако это не помешало компании BMW произвести фурор во Франкфурте. Экспериментальная модель кросс-купе оказалась настолько востребованной, что представители BMW устали отвечать на вопросы о запуске её серийного производства.

Дело не только в высокой стоимости пигмента, который дороже алмазов, но и в элементарной безопасности. Представьте, что будет, если выпустить на дорогу «чёрную дыру», которую невозможно осветить фарами.

Кстати, создавая свой кроссовер, баварцы, по слухам, попросили разработчиков Vantablack немного уменьшить поглощающую способность пигмента, иначе покупатели BMW не поняли бы, о чём идёт речь. Поэтому кроссовер сохранил немного хрома на кузове, полноценную радиаторную решётку, стандартные колёсные диски и оптику — всё это нужно, чтобы можно было различить очертания автомобиля.

И, наконец, по этой же причине слухи о том, что автопроизводители собираются использовать Vantablack для тестовых прототипов вместо обычного камуфляжа, кажутся неправдоподобными. Хотя этот состав эффективно скрывает очертания будущих новинок, сами прототипы вряд ли долго прослужат в условиях дорог общего пользования.Тем не менее у производителей есть пространство для манёвра.

Согласно последним данным, всерьёз рассматриваются возможности применения Vantablack в салонах автомобилей — там, где необходимо максимально снизить вероятность появления бликов и других отражений. Например, чтобы убрать солнечные блики с передней панели или потолка.

Также обсуждается возможность использования состава в конструкции мультимедийных экранов, чтобы уменьшить их блики, или, по примеру космических приборов, в лазерных сенсорах систем автономного управления. Подтвердятся эти предположения или нет — покажет время.