Найти в Дзене
Века древних

Ханаанейский Баал: кто правил в Святой Земле до еврейского Бога

Оглавление

Ключевым моментом ранней истории евреев является то, что они были переселенцами. Они пришли в чужую землю, став жертвами гонений из далёкого Египта, и поселились среди тех, кто жил в этой земле уже долгое время.

Баал был богом грозы, как и древнееврейский бог, потому что гроза приносила дождь, а без дождя все погибало.
Баал был богом грозы, как и древнееврейский бог, потому что гроза приносила дождь, а без дождя все погибало.
Привет! Меня зовут Артур, я увлекаюсь историей и веду свой Телеграм-канал "Века Древних", где публикую фотографии древних артефактов и исторических мест. Мне интересно исследовать прошлое, делиться уникальными находками и рассказывать о культурных и археологических сокровищах со всего мира.

Почему же они смогли выжить в этих условиях? Единственным сохранившимся текстом, который освещает этот период, является Библия, и Израильскому и Иудейскому царствам было позволено процветать благодаря тому, что евреи были избранным народом Бога. Более того, они сражались со своими соседями, пока не победили их, и именно это благословение от Бога, данное в далёкой Месопотамии, обеспечило им выживание.

«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим», сказал им еврейский Бог, и они подумали: «Справедливо». Так кто же были те «другие боги», которым Бог так беспокоился о поклонении евреев, что посвятил первые десять из десяти заповедей подчёркнутому этому моменту?

Итак, если бы вы жили в тех местах, когда евреи вышли из Египта, то ответом, вероятно, был бы Баал.

Баал и начало пути к монотеизму

Во-первых, было немало богов по имени «Баал», если быть честным. Само имя означает «господин» или «владыка», и это первый намёк на то, что этот бог является близким аналогом еврейского Бога, который пришёл позже. «Вы будете знать, что я Господь», в конце концов, — так и произошло.

Баал в характерной "разящей" позе: грозы приносят живительные дожди, но они же приносят и разрушительные молнии (Музей Лувра)
Баал в характерной "разящей" позе: грозы приносят живительные дожди, но они же приносят и разрушительные молнии (Музей Лувра)

Почитаемый ханаанеями и финикийцами в этом регионе, Баал изначально был «Баал-Хаддад», бог штормов и плодородия. Баал-Хаддад почитался по всему Леванту, прославляемый как даритель дождя, грома и обильных урожаев — элементов, жизненно важных для выживания и процветания аграрных обществ.
Так его имя было таким же, как и у еврейского Бога, и его работа была такой же. Он приносил процветание своему избранному народу, и в ответ его почитали.
Это и есть самоисполняющееся пророчество, стоящее за любой религией: те, кто одержали верх и выжили, сделали это милостью тех богов, и поэтому именно эти боги являются истинными богами и остаются ими до падения их народа. Баал был богом до прихода евреев, и он был заменён их Богом, но их роли по сути не изменились.

Некоторые могут подумать, что это натянуто, и указать на множество различий между Баалом и более поздним еврейским (и в конечном итоге христианским и мусульманским) Богом. И правда, Бог, возможно, и превратился в нечто иное, но, чтобы увидеть, откуда Он начал, стоит взглянуть на историю Илии и 450 пророков Баала в Библии.

Записанная в Первой Книге Царств 18 глава, эта история произошла после установления Царства Израиль, но в то время, когда поклонение еврейскому Богу подвергалось эрозии в пользу других богов, что, похоже, происходило гораздо чаще, чем можно подумать. В частности, Баал возвращался, но пророк Илия не собирался этого допустить.

Он бросил вызов священникам Баала на чудотворное состязание. Если бы их бог сотворил чудо на горе Кармель, тогда они были бы правы, и Илия признал бы, что поклонение Баалу истинно и справедливо. 450 жрецов затем начали свои религиозные заклинания и процессии, танцевали и суетились, и ничего не произошло.

Расправа над пророками Баала
Расправа над пророками Баала

Тогда Илия вмешался, и его Бог немедленно сотворил чудо — огонь, вспыхнувший и спаливший жертвенник Илии. Затем Илия убил 450 священников и 400 священников Ашеры, которые также претендовали на участие в состязании. Еврейский Бог вернулся в седло, и все это видели.
Но что стало поводом для этого противостояния между богами? Всё началось из-за серьёзного кризиса в Леванте: была засуха. Здесь мы видим существенную эквивалентность различных богов, призванных решить проблему.

И еврейский Бог, и Баал назывались «Господом», и оба были богами бурь. В отличие от Месопотамии или Египта, в Леванте нет крупных рек, на которые можно было бы положиться для орошения. Здесь нужен дождь, или люди умрут. Пришествие дождя, обещанное царю Илиёй на горе Кармел, сопровождалось обещанием, что он скоро придёт. Последующий приход этих дождей, определённо по святым, а не по сезонным причинам, закрепил еврейского Бога как того, кому следует поклоняться. Снова.

Баал, выживший бог

Таким образом, превращение Баала из почитаемого божества в демонизированную фигуру тесно связано с появлением монотеистических религий в регионе, таких как иудаизм и христианство. По мере того, как эти религии стремились установить своё господство и уникальную идентичность, политеистические практики всё чаще рассматривались с пренебрежением и клеймились как идолопоклоннические.

Баал, будучи главным божеством в регионах, окружающих ранние иудео-христианские общины, стал главной мишенью для демонизации. Если бы чудо произошло во время заклинаний жрецов Баала на горе Кармель, именно этот бог был бы запомнен и почитаем как тот, кто принёс результаты.

Статуя Баала, найденная в Мегиддо и датируемая 1550-1200 гг. до н.э.
Статуя Баала, найденная в Мегиддо и датируемая 1550-1200 гг. до н.э.

Преобразование Баала в символ зла и дьявола в христианском мифе можно увидеть в различных библейских текстах, где поклонение Баала осуждается и ассоциируется с моральным и духовным разложением. Эта демонизация служила двойной цели: она лишила легитимности существующие религиозные практики, связанные с Баалом, и усилила монотеистический посыл христианства, приравнивая политеизм к злу.

Однако культ Баала не закончился с этим поражением со стороны иудаизма. Он продолжал оставаться популярным богом и в других регионах, от Месопотамии, где он, вероятно, возник, до пантеона Египта.

В последнем Баал ассимилировался в местный пантеон в периоды ханаанейского влияния и правления, особенно во времена династии гиксосов. Роль Баала как бога бурь и плодородия резонировала с египтянами, отражая их собственных божеств, контролирующих разливы Нила.

Этот синкретизм подчёркивает текучесть древних религиозных идентичностей и лёгкость, с которой божества могли быть интегрированы в новые культурные рамки. Египтяне, конечно, никогда не выбрасывали полезного бога на помойку.
Аналогичным образом, в древнем Риме Баал отождествлялся с Сатурном и особенно почитался африканскими римскими провинциями. Интеграция Баала в римскую религию подчёркивает космополитическую природу империи и её способность поглощать и переосмысливать богов покорённых народов на своих обширных территориях.

Такое распространение поклонения Баалу может быть объяснено мобильностью древних народов через торговлю, миграцию и завоевания, облегчая обмен идеями и религиозными практиками. Атрибуты Баала как бога плодородия и бурь сделали его особенно привлекательным для аграрных обществ, для которых силы природы были одновременно дающими жизнь и потенциально разрушительными.

С другой стороны, демонизация Баала монотеистическими религиями была вызвана стремлением установить религиозное превосходство и единство. Изображая политеистические практики как морально неполноценные, лидеры монотеистических религий могли оправдать подчинение или обращение политеистических сообществ, тем самым консолидируя свою собственную власть и влияние.

Тем не менее, Баал выжил, и его история проходит параллельно с установленными нарративами более поздних религий. Появление Баала во всей библии подрывается его присутствием на протяжении тысячелетий: если Бог продолжает творить чудеса и в то же время является «Единственным Богом», откуда берётся это сосуществование, которое длилось тысячи лет?

Ханаанейский Баал показывает нам, что Ханаан библейской части Леванта был намного более красочным местом с точки зрения религии, чем это кажется из текстов. Без избранных моментов активности еврейского Бога в Библии, мы можем оглянуться назад, за то, кем он стал, к тому моменту, когда он был всего лишь одним из многих богов бурь. Мог ли Баал стать единственным истинным Богом? Возможно.

Если вам было интересно, подписывайтесь на мой канал @agesofancients.
Там я делюсь фотографиями древних артефактов и исторических мест, сопровождая их познавательными описаниями и уникальными деталями.
Века Древних | История Археология