Найти в Дзене

Музыка в творчестве Куприна А. И.

Вторая соната Бетховена Opus 2 № 2, а точнее, вторая ее часть Largo appassionato проходит лейтмотивом через все произведение. Эта музыка своим трагизмом, тихой и прекрасной грустью созвучна переживаниям главного героя — бедного чиновника Желткова, безответно влюбленного в княгиню Веру Шеину. Соната открывает «Гранатовый браслет» — название музыкального произведения использовано в качестве эпиграфа — и она же завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на концертах Бетховена. По его мнению, часть Largo appassionato — лучшее творение композитора. В прощальном письме Желтков просит княгиню сыграть или послушать сонату № 2 всякий раз, когда она вспомнит о нем. Музыка дополняет его письмо, выражает чувства безответно влюбленного. Известно, что Куприн очень любил Бетховена. Исследователь творчества писателя Лариса Рассказова считает, что даже сама композиция «Гранатового браслета» созвучна сонате. Так, первая светская часть Allegro vivace — это описание дачи Шеиных, к

Вторая соната Бетховена Opus 2 № 2, а точнее, вторая ее часть Largo appassionato проходит лейтмотивом через все произведение. Эта музыка своим трагизмом, тихой и прекрасной грустью созвучна переживаниям главного героя — бедного чиновника Желткова, безответно влюбленного в княгиню Веру Шеину. Соната открывает «Гранатовый браслет» — название музыкального произведения использовано в качестве эпиграфа — и она же завершает повесть. Герой упоминает, что часто видел любимую именно на концертах Бетховена. По его мнению, часть Largo appassionato — лучшее творение композитора. В прощальном письме Желтков просит княгиню сыграть или послушать сонату № 2 всякий раз, когда она вспомнит о нем. Музыка дополняет его письмо, выражает чувства безответно влюбленного.

Известно, что Куприн очень любил Бетховена. Исследователь творчества писателя Лариса Рассказова считает, что даже сама композиция «Гранатового браслета» созвучна сонате. Так, первая светская часть Allegro vivace — это описание дачи Шеиных, контрапунктом к ней проходит тревожная мелодия — картины осени. Затем скорбная часть — та самая Largo appassionato, а затем снова следует возвращение к светской жизни.

У Куприна во многих произведениях музыка выступает в качестве особого «действующего лица». Это рассказы «Тапер», «Страшная минута», «Ночная смена», повести «Впотьмах», «Олеся», «Молох», «Поединок», «Юнкера». Герои Куприна любят музыку, обращаются к ней в минуты душевных переживаний и потрясений. Уже в ранней, еще далеко не совершенной повести «Впотьмах» героиня поет и играет на фортепьяно, у нее «свежий, серебристый голос».

Именно тогда, когда молодая гувернантка поет песенку Маргариты из «Фауста», отец ее воспитанницы Кашперов, слушая «чистый, хватающий за сердце голос» и «звуки мелодии, полные наивной грусти», впервые понимает, что девушка эта стала для него дорога. Здесь, именно в этот «музыкальный момент», завязка будущей драмы, приведшей к гибели героев.

Основная коллизия рассказа «Страшная минута» развертывается под аккомпанемент двух романсов: «Чаруй меня» Тарновского и «Страшная минута» Чайковского. Их поет «светский лев» Ржевский. И даже мелодраматическая история о несостоявшейся измене становится значительной, небанальной, так как оказывается как бы освященной «чудными, нежными, огненными» звуками музыки романсов, один из которых даже дал название рассказу.

Другой романс Чайковского «Средь шумного бала» мы слышим в повести «Молох», и его «звучные аккорды», а также «полный глубокого выражения голос» певца заставляют Боброва растроганно подумать о «милых радостях жизни», о «прелести простого человеческого существования». «Но кажется мне, что люблю!» — повторил взволнованным шепотом Бобров, переводя дух и прижимая руку к забившемуся сердцу». Он даже начинает верить в свое счастье с Ниной. «Она будет моей женой», — подумал Бобров, ощущая в душе спокойную радость. Здесь музыка действует на героя благотворно, вызывая прекрасные чувства. Примером восприятия музыки в соответствии с настроением может служить другая сцена из «Молоха» — сцена пикника, когда музыка очень бравурна и жизнерадостна, это веселый марш: «Резвые, красивые, медные звуки игриво понеслись по лесу, звонко отражаясь от деревьев и сливаясь где-то далеко в другой оркестр, который, казалось, то перегонял первый, то отставал от него». Но Бобров страдает: «Прежняя, давно знакомая, тупая и равнодушная тоска овладела Бобровым. Размеренные звуки музыки непрерывными глухими ударами отзывались в его голове, причиняя раздражающую боль».

В рассказе «Тапер» звучит два раза вторая венгерская рапсодия Листа, причем ее слушает Антон Рубинштейн, слушает, как ее играет четырнадцатилетний мальчик. Здесь Куприн мощными, сочными мазками передает характер музыки: «Мальчик бережно положил руки на клавиши, закрыл на мгновение глаза, и из-под его пальцев полились торжественные величавые аккорды начала рапсодии. Странно было видеть и слышать, как этот маленький человечек, голова которого едва виднелась из-за пюпитра, извлекал из инструмента такие мощные, смелые, полные звуки».

Большая роль отведена музыке и в самом значительном произведении Куприна — повести «Поединок». Подпоручик Ромашов любит музыку, он даже взял из полкового оркестра виолончель, чтобы заниматься, правда, дальше этого дело не пошло, но музыку он умеет чувствовать, и автор вводит в повествование «музыкальный аккомпанемент».

В рассказе «Скрипка Паганини» речь идет о талантливейшем итальянском скрипаче, якобы продавшем душу дьяволу. В рассказе «Соловей» показаны знаменитые итальянские певцы Тито Руффо и Энрике Карузо. Рассказ «Гоголь-моголь» воспроизводит случай из жизни великого Шаляпина. Но самое трогательное, трагическое и оптимистическое, одновременно, «музыкальное» произведение Куприна — его рассказ «Гамбринус», который посвящен талантливому безвестному скрипачу из одесского кабачка — Сашке-музыканту.