Сегодня я напишу о чёрно-белом японском фильме "Красная жажда убийства" ("Akai satsui", 1964, драма, режиссёр Сёхэй Имамура). По названию можно ошибочно предположить, что это фильм о жизни серийного маньяка, но по факту он больше о жизни домохозяйки, живущей в Японии 60-х годов, правах женщин и любовных треугольниках. Да, тема убийства тоже будет присутствовать, начиная со второй половины фильма, но это будет желание убить конкретного человека по конкретной причине.
У меня не выйдет писать об этом фильме без спойлеров, поэтому если вы хотите, чтобы финал стал для вас сюрпризом, то не читайте дальше. Если у вас есть два с половиной часа на него, то приятного просмотра!
А кто не против спойлеров или не планирует смотреть, то я охотно поделюсь впечатлениями и расскажу подробнее о сюжете. Также отмечу, что в этом фильме отдельные моменты из прошлого героев показаны в такой манере, что многое приходится додумывать.
Главная героиня — женщина по имени Садако, которая на момент основных событий фильма является домохозяйкой, воспитывает шестилетнего сына Масару и живёт в гражданском браке с мужчиной по имени Ричи в домике около железной дороги. Первое, что бросается в глаза в этой героине, это её полнота, низкая самооценка и апатичное состояние. Жизнь Садако похожа на застоявшееся болото, единственное, что её радует — это ребёнок, еда и попытки заработать с помощью вязания вещей на заказ.
Из фильма мы узнаём, что бабушка и мать Садако не отличались правильным с точки зрения общества поведением. Мацу (бабушка героини) была любовницей богатого мужчины из аристократической семьи. Про неё ходили слухи, что она была ведьмой и прокляла жену этого мужчины, из-за чего жена умерла молодой, не родив наследника. Но и жизнь самой Мацу закончилась трагично: она повесилась, потому что у неё отобрали ребёнка. Мать Садако (она и была этим отобранным ребёнком) родила дочь без мужа и уехала работать в Токио, стала барменшей и там же потом умерла. С точки зрения окружающих, работа в баре была почти тем же самым, как если бы она стала проституткой. Я не поняла из фильма, до какого возраста Садако жила с матерью, или она с раннего детства жила у родственников до момента, как начала работать?
В фильме присутствует несколько сцен из жизни Садако до того, как она стала жить с Ричи. Когда девушка делала что-то, вызывавшее возмущение, ей говорили, что это влияние дурной крови её бабушки и матери. Однажды Садако посадила себе на ногу выше колена гусеницу шелкопряда, потому что ползание гусеницы было по ноге ей приятно, а её отругали и сказали, что она пошла в Мацу и тоже ищет удовольствий. В другой раз девушка хотела открыть окно ночью поклоннику, чтобы тот туда влез, но шум услышала хозяйка дома, где она работала, отругала и сказала, что она вся в свою бабушку и мать. Когда спустя лет десять Садако случайно встретила этого мужчину, то он сказал, что залезал к ней в окно по ночам. И Садако стала думать, а вдруг и вправду залезал. Мне этот момент фильма показался очень странным: как можно не помнить, залезал мужчина в твою комнату ночью или нет! Она же не спустя семьдесят лет его встретила, когда все уже старые, и память может подвести.
Садако устроилась работать служанкой в дом, где её бабушка Мацу была любовницей мужчины, который был хозяином дома в годы юности бабушки. Это сразу вызвало сплетни у местных старушек.
У нынешних хозяев дома есть уже взрослый сын Ричи, работавший в университетской библиотеке и отличаюшийся слабым здоровьем. Его диагноз не называют, но, похоже, что у него либо астма, либо он простужается от малейшего сквозняка, либо и то, и другое одновременно. В обязанности Садако входит в том числе следить, чтобы Ричи мерил температуру и не забывал принимать лекарства. Однажды он принуждает Садако к близости, и она беременеет. Тогда они и переезжают в тот домик у железной дороги. Как я поняла, причиной переезда было то, что сложившаяся ситуация крайне не понравилась матери Ричи, которая, наверное, хотела для сына невесту получше. Это надо видеть, какое лицо у неё было, когда она их "застукала"! Но потом мать, наоборот, начнёт уговаривать их переехать обратно.
Ричи относится к Садако плохо. Он говорит ей, что она тупая, рассеянная, что он живёт с ней из жалости, даёт ей поручения не только по их дому: например, просит помочь с уборкой в доме его начальника. Ричи заставляет Садако заносить все траты в тетрадь, а потом отчитывает, когда ему кажется, что можно было сэкономить, а она не сэкономила. Также отчитывает, если она неправильно сложила цифры. Когда Садако спрашивает Ричи, что бы он сделал, если бы она изменила, то он смеется и отвечает, что на неё никто не польстится. Во время просмотра фильма я никак не могла понять, зачем он тогда вообще выбрал Садако в спутницы жизни. Единственное предположение, что ему нравилось, когда рядом находится покорная необразованная женщина-сирота, зависящая от него материально. Поэтому попытки Садако зарабатывать вязанием одежды на заказ его злят.
Свекровь тоже постоянно критикует Садаку и общается с ней командным тоном. Примеры: Почему ты до сих пор не повесила сушиться выстиранное белье? Почему ты до сих пор не починила дверь? Ричи всегда стыдится тебя из-за твоей необразованности.
У меня есть впечатление, что сам Ричи поначалу не хочет возвращаться жить к маме тоже из-за её властного характера. Ему спокойнее жить отдельно, пусть и в более стеснённых условиях.
Мать Ричи переживает из-за того, что у Садако только один ребёнок, потому что Масару пошёл в отца и тоже слаб здоровьем. Она так и говорит об этом прямым текстом, что хотела бы второго, более здорового наследника. Кстати, в фильме слабое здоровье Масару почти не показано, разве что он временами слишком заторможенный.
Однажды, когда Ричи уехал в командировку, а свекровь забрала сына к себе на пару дней, в дом Садако забрался грабитель и потребовал отдать все деньги. Женщина пыталась сопротивляться, но мужчина её связал, а потом изнасиловал. Деньги она ему отдала свои, которые заработала вязанием. Где лежат деньги мужа она, наверное, и не знала.
Садако кажется, что после произошедшего она опозорена и должна умереть. Женщина хочет броситься под поезд и подходит к рельсам, но передумывает и решает сначала дождаться возвращения сына от свекрови, чтобы увидеть его в последний раз.
Потом она решает рассказать о произошедшем Ричи и покончить с собой в том случае, если он её не простит. Но снова так и не решается поднять эту тему. В другой раз Садако решает повеситься, но плохо прикрепляет веревку к гвоздю, и падает вместе с верёвкой.
Тем временем грабитель (он так и останется в фильме безымянным) снова пробирается в дом, но уже не за деньгами. Он снова принуждает героиню к интиму, угрожая женщине её же утюгом, и признаётся, что полюбил её. Оказалось, что он пошёл на ограбление из-за того, что у него серьёзные проблемы с сердцем, и лишь дорогое лекарство может продлить ему жизнь, да и то ненадолго. Но денег, которые он зарабатывает музыкой, играя в баре на барабане, на него не хватает.
Этот музыкант и дальше продолжает преследовать Садако, пытается уговорить её поехать жить с ним в Токио, взяв с собой Масару, чтобы провести вместе последние месяцы/годы его жизни, это уж как повезёт. Садако просит оставить её в покое, но он не унимается. Их общение всегда на нервах, доходит до драк, он даже угрожает выбросить Садако из поезда.
Одновременно с этим мы видим, что в постели он ей очень даже нравится по сравнению с Ричи. Поняв, что все её попытки от него отделаться бесполезны, Садако решает отравить этого навязчивого мужчину во время свидания, а потом отравиться сама, однако в последний момент сама же выбивает у него из рук отравленный чай. Мужчина всё же в итоге погибает по её вине: она намеренно не даёт ему лекарство, когда у него снова начинаются боли в сердце, хотя знает, что он всегда хранит лекарство в кармане.
Но знакомство с этим мужчиной сильно повлияло на Садако. Она, похоже, почувствовала, что может вызвать в ком-то безумную страсть. Но эту энергию, которая в ней появилась, она направляет не на построение отношений с любовником, а на семейные вопросы:
- Они с Ричи возвращаются жить к его маме (отец Ричи к тому моменту умер), но Садако больше не боится её так сильно, как раньше.
- Садако обращается в суд (её научила клиентка, которой она вяжет), чтобы Масару был официально зарегистрирован как её сын, несмотря на гнев свекрови. До этого из-за того, что они с Ричи не были в официальном браке, он был записан как сын её свекрови. То есть по документам Масару был братом (!) её мужа, такие вот странные формальности.
- Героиня начинает много заниматься вязанием, используя вязальную машину, и отвечает отказом, когда муж просит её не шуметь. Хотя до этого она вела себя при нём, как служанка, и ни в чём не смела перечить.
- Садако открывает вязальный кружок для женщин.
- Она начинает улыбаться и смеяться, хотя раньше всегда была грустной и замученной.
- Садако разводит шелкопрядов и порой сажает гусениц себе на ногу, как в детстве, но уже не испытывает чувство вины за это.
Можно сказать, что девиз этого фильма: «Нет худа без добра». Получается, что грабитель-насильник улучшил жизнь Садако, как бы странно это ни звучало.
Я совсем не затронула тему, были ли у гражданского мужа Садако подозрения в тот период, когда этот мужчина ещё присутствовал в жизни его гражданской жены. Вернусь к этой теме. Сам Ричи, как я уже писала, не верил, что на его толстуху (он сам так однажды назвал Садако) может кто-то польститься. Но у Ричи была наблюдательная любовница Ёсико, работавшая в той же библиотеке. Она случайно заметила, что какой-то мужчина пошёл за Садако в универмаге, и сообщила Ричи об этом. Ричи сначала подумал, что Ёсико нарочно пытается разрушить его семью, но потом и сам стал замечать неладное: кто-то кидает в их домик камни ночью, на полу валяется порванная юбка жены. Он бьёт Садако и требует сказать правду, но она ни в чём не признаётся. Несмотря на то, что теперь и у него самого появились подозрения, Ричи говорит любовнице, что поверит, только если она предоставит доказательства.
Однажды Ёсико замечает Садако и этого мужчину на вокзале, фотографирует их издалека и садится в тот же поезд, что и они. Но, как назло, в тот день занесло пути снегопадом, и поезд остановился на неопределённое время. Садако и мужчина решают дойти пешком до источника по сугробам по пересечённой местности. Упорная Ёсико идёт за ними в летних туфлях, время от времени поскальзываясь на склонах и скатываясь вниз. На обратном пути Ёсико снова садится в тот же поезд, что и Садако, а мужчина остаётся лежать в тоннеле через гору, потому что Садако не помогла ему во время приступа. После возвращения в город Ёсико так увлекается фотографированием Садако издалека, что выбегает на дорогу и попадает под грузовик! Она умирает в больнице от полученных травм, но успевает попросить врачей отдать её фотоаппарат Ричи. Ричи проявляет снимки и показывает их Садако, но та утверждает, что снимки слишком нечёткие, сделаны издалека и на них точно не она. Однако Садако придумывает свою версию событий: говорит, что тоже была в тот день на вокзале и решила уехать в Токио, потому что устала от его подозрительности. На вокзале она разговорилась с мужчиной, тоже ехавшим Токио, а потом он внезапно умер, после чего она испугалась и села на обратный поезд.
Напишу ещё немного о библиотекарше Ёсико: она стала встречаться с Ричи десять лет назад ещё до того, как в его жизни появилась Садако, сделала аборт, потому что он не хотел ребёнка, а сейчас очень жалеет об этом. У неё дома много их совместных фото на стенах. Ёсико хочет занять место Садако, покупает подарки для Ричи и его сына, сама провожает Ричи часть пути после того, как он был у неё в гостях, порой заходит к нему домой под рабочими предлогами, а однажды пришла вечером постоять возле его дома.
Я так и не поняла, что Ёсико нашла в Ричи. Как говорится, любовь зла, полюбишь и козла.
Также не до конца понимаю, зачем Ричи окружил себя женщинами, которых он не любит и не уважает. Да, Ёсико сама активно навязывала себя в спутницы жизни, наверное, ему это льстило, но в случае с Садако он первым проявил инициативу, хотя она даже не смотрела в его сторону. Да, я уже писала, что ему, наверное, нравится командовать, а Садако как раз производила впечатление покорной и тихой женщины.
Но почему он не захотел расстаться с ней, когда она показала себя с другой стороны? Мне кажется, что после фотографий, сделанных Ёсико, Ричи точно не поверил в версию событий от Садако, но ему было проще продолжать жить так, как раньше, чем расстаться и пытаться строить личную жизнь с нуля.
Главные символы, которые часто встречаются в этом фильме — это поезда и рельсы, здесь их показывают очень часто. Скорее всего, они здесь символизируют движение вперёд.
Прочие наблюдения и замечания:
- И у Садако, и у Ёсико дома белые мыши в клетках, бегающие в колесе. Возможно, это тоже символ, а не просто совпадение.
- И Садако, и её соседка замечают, что Ёсико имеет виды на Ричи.
- В фильме есть сцена, когда Масару балуется, вынимая и вставляя зубной протез своего дедушки, а тот не препятствует этому, потому что в это время идёт какая-то религиозная церемония, и нельзя шуметь.
- Садако предположительно забеременела от грабителя, потому что до этого у неё не выходило забеременеть от мужа после рождения Масару. Но из-за переживаний и долгого хождения по заснеженным склонам в юбке и носках (она сняла обувь, чтобы идти быстрее) у неё случился выкидыш.
- Библиотекарша Ёсико, похоже, настолько поглощена собиранием компромата на Садако, что сам факт обнаружения мёртвого мужчины не вызвал у неё особых эмоций. Она отреагировала как журналистка, документирующая свою находку.
- Садако разрешает ребёнку рисовать не только на бумаге, но и на перегородках и стенах в их домике.
"Красная жажда убийства" — это фильм с двумя героями, поведение которых простое и однозначное (Ёсико хочет быть с Ричи, а музыкант-грабитель хочет быть с Садако), и двумя героями, в головах которых всё сложно и запутанно (Ричи и Садако).
Фильм специфический, местами немного нудный, неравномерный в плане детализации (в одних сценах переизбыток подробностей, а в других не хватает информации о героях), но, в целом:
… оценка: 8 из 10.
Все мои отзывы об азиатских фильмах собраны здесь, а вообще, я пишу не только об азиатском кино.