Найти в Дзене
Редкое кино

"Красная жажда убийства" (1964): как ни странно, это скорее фильм о жизни домохозяйки из Японии

Сегодня я напишу о чёрно-белом японском фильме "Красная жажда убийства" ("Akai satsui", 1964, драма, режиссёр Сёхэй Имамура). По названию можно ошибочно предположить, что это фильм о жизни серийного маньяка, но по факту он больше о жизни домохозяйки, живущей в Японии 60-х годов, правах женщин и любовных треугольниках. Да, тема убийства тоже будет присутствовать, начиная со второй половины фильма, но это будет желание убить конкретного человека по конкретной причине. У меня не выйдет писать об этом фильме без спойлеров, поэтому если вы хотите, чтобы финал стал для вас сюрпризом, то не читайте дальше. Если у вас есть два с половиной часа на него, то приятного просмотра!
А кто не против спойлеров или не планирует смотреть, то я охотно поделюсь впечатлениями и расскажу подробнее о сюжете. Также отмечу, что в этом фильме отдельные моменты из прошлого героев показаны в такой манере, что многое приходится додумывать.
Главная героиня — женщина по имени Садако, которая на момент основных соб

Сегодня я напишу о чёрно-белом японском фильме "Красная жажда убийства" ("Akai satsui", 1964, драма, режиссёр Сёхэй Имамура). По названию можно ошибочно предположить, что это фильм о жизни серийного маньяка, но по факту он больше о жизни домохозяйки, живущей в Японии 60-х годов, правах женщин и любовных треугольниках. Да, тема убийства тоже будет присутствовать, начиная со второй половины фильма, но это будет желание убить конкретного человека по конкретной причине.

Садако (кадр из фильма)
Садако (кадр из фильма)

У меня не выйдет писать об этом фильме без спойлеров, поэтому если вы хотите, чтобы финал стал для вас сюрпризом, то не читайте дальше. Если у вас есть два с половиной часа на него, то приятного просмотра!

А кто не против спойлеров или не планирует смотреть, то я охотно поделюсь впечатлениями и расскажу подробнее о сюжете. Также отмечу, что в этом фильме отдельные моменты из прошлого героев показаны в такой манере, что многое приходится додумывать.

Главная героиня — женщина по имени Садако, которая на момент основных событий фильма является домохозяйкой, воспитывает шестилетнего сына Масару и живёт в гражданском браке с мужчиной по имени Ричи в домике около железной дороги. Первое, что бросается в глаза в этой героине, это её полнота, низкая самооценка и апатичное состояние. Жизнь Садако похожа на застоявшееся болото, единственное, что её радует — это ребёнок, еда и попытки заработать с помощью вязания вещей на заказ.

Из фильма мы узнаём, что бабушка и мать Садако не отличались правильным с точки зрения общества поведением. Мацу (бабушка героини) была любовницей богатого мужчины из аристократической семьи. Про неё ходили слухи, что она была ведьмой и прокляла жену этого мужчины, из-за чего жена умерла молодой, не родив наследника. Но и жизнь самой Мацу закончилась трагично: она повесилась, потому что у неё отобрали ребёнка. Мать Садако (она и была этим отобранным ребёнком) родила дочь без мужа и уехала работать в Токио, стала барменшей и там же потом умерла. С точки зрения окружающих, работа в баре была почти тем же самым, как если бы она стала проституткой. Я не поняла из фильма, до какого возраста Садако жила с матерью, или она с раннего детства жила у родственников до момента, как начала работать?

Садако у могилы своей бабушки Мацу (кадр из фильма)
Садако у могилы своей бабушки Мацу (кадр из фильма)

В фильме присутствует несколько сцен из жизни Садако до того, как она стала жить с Ричи. Когда девушка делала что-то, вызывавшее возмущение, ей говорили, что это влияние дурной крови её бабушки и матери. Однажды Садако посадила себе на ногу выше колена гусеницу шелкопряда, потому что ползание гусеницы было по ноге ей приятно, а её отругали и сказали, что она пошла в Мацу и тоже ищет удовольствий. В другой раз девушка хотела открыть окно ночью поклоннику, чтобы тот туда влез, но шум услышала хозяйка дома, где она работала, отругала и сказала, что она вся в свою бабушку и мать. Когда спустя лет десять Садако случайно встретила этого мужчину, то он сказал, что залезал к ней в окно по ночам. И Садако стала думать, а вдруг и вправду залезал. Мне этот момент фильма показался очень странным: как можно не помнить, залезал мужчина в твою комнату ночью или нет! Она же не спустя семьдесят лет его встретила, когда все уже старые, и память может подвести.

Садако устроилась работать служанкой в дом, где её бабушка Мацу была любовницей мужчины, который был хозяином дома в годы юности бабушки. Это сразу вызвало сплетни у местных старушек.

У нынешних хозяев дома есть уже взрослый сын Ричи, работавший в университетской библиотеке и отличаюшийся слабым здоровьем. Его диагноз не называют, но, похоже, что у него либо астма, либо он простужается от малейшего сквозняка, либо и то, и другое одновременно. В обязанности Садако входит в том числе следить, чтобы Ричи мерил температуру и не забывал принимать лекарства. Однажды он принуждает Садако к близости, и она беременеет. Тогда они и переезжают в тот домик у железной дороги. Как я поняла, причиной переезда было то, что сложившаяся ситуация крайне не понравилась матери Ричи, которая, наверное, хотела для сына невесту получше. Это надо видеть, какое лицо у неё было, когда она их "застукала"! Но потом мать, наоборот, начнёт уговаривать их переехать обратно.

Ричи разозлился на Садако (кадр из фильма)
Ричи разозлился на Садако (кадр из фильма)

Ричи относится к Садако плохо. Он говорит ей, что она тупая, рассеянная, что он живёт с ней из жалости, даёт ей поручения не только по их дому: например, просит помочь с уборкой в доме его начальника. Ричи заставляет Садако заносить все траты в тетрадь, а потом отчитывает, когда ему кажется, что можно было сэкономить, а она не сэкономила. Также отчитывает, если она неправильно сложила цифры. Когда Садако спрашивает Ричи, что бы он сделал, если бы она изменила, то он смеется и отвечает, что на неё никто не польстится. Во время просмотра фильма я никак не могла понять, зачем он тогда вообще выбрал Садако в спутницы жизни. Единственное предположение, что ему нравилось, когда рядом находится покорная необразованная женщина-сирота, зависящая от него материально. Поэтому попытки Садако зарабатывать вязанием одежды на заказ его злят.

Свекровь тоже постоянно критикует Садаку и общается с ней командным тоном. Примеры: Почему ты до сих пор не повесила сушиться выстиранное белье? Почему ты до сих пор не починила дверь? Ричи всегда стыдится тебя из-за твоей необразованности.

У меня есть впечатление, что сам Ричи поначалу не хочет возвращаться жить к маме тоже из-за её властного характера. Ему спокойнее жить отдельно, пусть и в более стеснённых условиях.

Мать Ричи переживает из-за того, что у Садако только один ребёнок, потому что Масару пошёл в отца и тоже слаб здоровьем. Она так и говорит об этом прямым текстом, что хотела бы второго, более здорового наследника. Кстати, в фильме слабое здоровье Масару почти не показано, разве что он временами слишком заторможенный.

Садако (кадр из фильма)
Садако (кадр из фильма)

Однажды, когда Ричи уехал в командировку, а свекровь забрала сына к себе на пару дней, в дом Садако забрался грабитель и потребовал отдать все деньги. Женщина пыталась сопротивляться, но мужчина её связал, а потом изнасиловал. Деньги она ему отдала свои, которые заработала вязанием. Где лежат деньги мужа она, наверное, и не знала.

Садако кажется, что после произошедшего она опозорена и должна умереть. Женщина хочет броситься под поезд и подходит к рельсам, но передумывает и решает сначала дождаться возвращения сына от свекрови, чтобы увидеть его в последний раз.

Потом она решает рассказать о произошедшем Ричи и покончить с собой в том случае, если он её не простит. Но снова так и не решается поднять эту тему. В другой раз Садако решает повеситься, но плохо прикрепляет веревку к гвоздю, и падает вместе с верёвкой.

Тем временем грабитель (он так и останется в фильме безымянным) снова пробирается в дом, но уже не за деньгами. Он снова принуждает героиню к интиму, угрожая женщине её же утюгом, и признаётся, что полюбил её. Оказалось, что он пошёл на ограбление из-за того, что у него серьёзные проблемы с сердцем, и лишь дорогое лекарство может продлить ему жизнь, да и то ненадолго. Но денег, которые он зарабатывает музыкой, играя в баре на барабане, на него не хватает.

Садако и музыкант (кадр из фильма)
Садако и музыкант (кадр из фильма)

Этот музыкант и дальше продолжает преследовать Садако, пытается уговорить её поехать жить с ним в Токио, взяв с собой Масару, чтобы провести вместе последние месяцы/годы его жизни, это уж как повезёт. Садако просит оставить её в покое, но он не унимается. Их общение всегда на нервах, доходит до драк, он даже угрожает выбросить Садако из поезда.

Одновременно с этим мы видим, что в постели он ей очень даже нравится по сравнению с Ричи. Поняв, что все её попытки от него отделаться бесполезны, Садако решает отравить этого навязчивого мужчину во время свидания, а потом отравиться сама, однако в последний момент сама же выбивает у него из рук отравленный чай. Мужчина всё же в итоге погибает по её вине: она намеренно не даёт ему лекарство, когда у него снова начинаются боли в сердце, хотя знает, что он всегда хранит лекарство в кармане.

Садако и музыкант (кадр из фильма)
Садако и музыкант (кадр из фильма)

Но знакомство с этим мужчиной сильно повлияло на Садако. Она, похоже, почувствовала, что может вызвать в ком-то безумную страсть. Но эту энергию, которая в ней появилась, она направляет не на построение отношений с любовником, а на семейные вопросы:

  • Они с Ричи возвращаются жить к его маме (отец Ричи к тому моменту умер), но Садако больше не боится её так сильно, как раньше.
  • Садако обращается в суд (её научила клиентка, которой она вяжет), чтобы Масару был официально зарегистрирован как её сын, несмотря на гнев свекрови. До этого из-за того, что они с Ричи не были в официальном браке, он был записан как сын её свекрови. То есть по документам Масару был братом (!) её мужа, такие вот странные формальности.
  • Героиня начинает много заниматься вязанием, используя вязальную машину, и отвечает отказом, когда муж просит её не шуметь. Хотя до этого она вела себя при нём, как служанка, и ни в чём не смела перечить.
  • Садако открывает вязальный кружок для женщин.
  • Она начинает улыбаться и смеяться, хотя раньше всегда была грустной и замученной.
  • Садако разводит шелкопрядов и порой сажает гусениц себе на ногу, как в детстве, но уже не испытывает чувство вины за это.

    Можно сказать, что девиз этого фильма: «Нет худа без добра». Получается, что грабитель-насильник улучшил жизнь Садако, как бы странно это ни звучало.
Ричи и его любовница Ёсико (кадр из фильма)
Ричи и его любовница Ёсико (кадр из фильма)

Я совсем не затронула тему, были ли у гражданского мужа Садако подозрения в тот период, когда этот мужчина ещё присутствовал в жизни его гражданской жены. Вернусь к этой теме. Сам Ричи, как я уже писала, не верил, что на его толстуху (он сам так однажды назвал Садако) может кто-то польститься. Но у Ричи была наблюдательная любовница Ёсико, работавшая в той же библиотеке. Она случайно заметила, что какой-то мужчина пошёл за Садако в универмаге, и сообщила Ричи об этом. Ричи сначала подумал, что Ёсико нарочно пытается разрушить его семью, но потом и сам стал замечать неладное: кто-то кидает в их домик камни ночью, на полу валяется порванная юбка жены. Он бьёт Садако и требует сказать правду, но она ни в чём не признаётся. Несмотря на то, что теперь и у него самого появились подозрения, Ричи говорит любовнице, что поверит, только если она предоставит доказательства.

Садако и музыкант идут пешком, потому что рельсы замело снегом, и движение поездов задерживается (кадр из фильма)
Садако и музыкант идут пешком, потому что рельсы замело снегом, и движение поездов задерживается (кадр из фильма)

Однажды Ёсико замечает Садако и этого мужчину на вокзале, фотографирует их издалека и садится в тот же поезд, что и они. Но, как назло, в тот день занесло пути снегопадом, и поезд остановился на неопределённое время. Садако и мужчина решают дойти пешком до источника по сугробам по пересечённой местности. Упорная Ёсико идёт за ними в летних туфлях, время от времени поскальзываясь на склонах и скатываясь вниз. На обратном пути Ёсико снова садится в тот же поезд, что и Садако, а мужчина остаётся лежать в тоннеле через гору, потому что Садако не помогла ему во время приступа. После возвращения в город Ёсико так увлекается фотографированием Садако издалека, что выбегает на дорогу и попадает под грузовик! Она умирает в больнице от полученных травм, но успевает попросить врачей отдать её фотоаппарат Ричи. Ричи проявляет снимки и показывает их Садако, но та утверждает, что снимки слишком нечёткие, сделаны издалека и на них точно не она. Однако Садако придумывает свою версию событий: говорит, что тоже была в тот день на вокзале и решила уехать в Токио, потому что устала от его подозрительности. На вокзале она разговорилась с мужчиной, тоже ехавшим Токио, а потом он внезапно умер, после чего она испугалась и села на обратный поезд.

Ёсико и Ричи на улице (кадр из фильма)
Ёсико и Ричи на улице (кадр из фильма)

Напишу ещё немного о библиотекарше Ёсико: она стала встречаться с Ричи десять лет назад ещё до того, как в его жизни появилась Садако, сделала аборт, потому что он не хотел ребёнка, а сейчас очень жалеет об этом. У неё дома много их совместных фото на стенах. Ёсико хочет занять место Садако, покупает подарки для Ричи и его сына, сама провожает Ричи часть пути после того, как он был у неё в гостях, порой заходит к нему домой под рабочими предлогами, а однажды пришла вечером постоять возле его дома.

Я так и не поняла, что Ёсико нашла в Ричи. Как говорится, любовь зла, полюбишь и козла.

Также не до конца понимаю, зачем Ричи окружил себя женщинами, которых он не любит и не уважает. Да, Ёсико сама активно навязывала себя в спутницы жизни, наверное, ему это льстило, но в случае с Садако он первым проявил инициативу, хотя она даже не смотрела в его сторону. Да, я уже писала, что ему, наверное, нравится командовать, а Садако как раз производила впечатление покорной и тихой женщины.

Но почему он не захотел расстаться с ней, когда она показала себя с другой стороны? Мне кажется, что после фотографий, сделанных Ёсико, Ричи точно не поверил в версию событий от Садако, но ему было проще продолжать жить так, как раньше, чем расстаться и пытаться строить личную жизнь с нуля.

Садако на станции (кадр из фильма)
Садако на станции (кадр из фильма)

Главные символы, которые часто встречаются в этом фильме — это поезда и рельсы, здесь их показывают очень часто. Скорее всего, они здесь символизируют движение вперёд.

Прочие наблюдения и замечания:

  • И у Садако, и у Ёсико дома белые мыши в клетках, бегающие в колесе. Возможно, это тоже символ, а не просто совпадение.
  • И Садако, и её соседка замечают, что Ёсико имеет виды на Ричи.
  • В фильме есть сцена, когда Масару балуется, вынимая и вставляя зубной протез своего дедушки, а тот не препятствует этому, потому что в это время идёт какая-то религиозная церемония, и нельзя шуметь.
  • Садако предположительно забеременела от грабителя, потому что до этого у неё не выходило забеременеть от мужа после рождения Масару. Но из-за переживаний и долгого хождения по заснеженным склонам в юбке и носках (она сняла обувь, чтобы идти быстрее) у неё случился выкидыш.
  • Библиотекарша Ёсико, похоже, настолько поглощена собиранием компромата на Садако, что сам факт обнаружения мёртвого мужчины не вызвал у неё особых эмоций. Она отреагировала как журналистка, документирующая свою находку.
  • Садако разрешает ребёнку рисовать не только на бумаге, но и на перегородках и стенах в их домике.
Вот так всё разрисовано в их доме (кадр из фильма)
Вот так всё разрисовано в их доме (кадр из фильма)

"Красная жажда убийства" — это фильм с двумя героями, поведение которых простое и однозначное (Ёсико хочет быть с Ричи, а музыкант-грабитель хочет быть с Садако), и двумя героями, в головах которых всё сложно и запутанно (Ричи и Садако).

Фильм специфический, местами немного нудный, неравномерный в плане детализации (в одних сценах переизбыток подробностей, а в других не хватает информации о героях), но, в целом:

… оценка: 8 из 10.

Все мои отзывы об азиатских фильмах собраны здесь, а вообще, я пишу не только об азиатском кино.