Святые рощи, венки на воде или – инъекций, мы связываем такую идиллию со славянскими обрядами. Между тем известно, что славяне отмечали свои праздники кроваво. Иногда они приносили в жертву людей.
Громкая находка, которая должна была подтвердить это бывшее Славяне они также приносили людей в жертву своим божествам, существовали т. н. языческое торжество, обнаружен на Тумском холме в Плоцк. В 1959 году начались раскопки в рамках тысячелетия Польское государство. Во дворе бывшего бенедиктинского аббатства археологи они наткнулись на строительные останки замок 11-го века. А под ними нашли следы с языческих времен.
Приносились ли человеческие жертвы в Плоцке?
Экскаватор Włodzimierz Szafrański на основе обнаруженных предметов выдвинул гипотезу, что в Плоцке перед допуском Христианство произошло языческие религиозные обряды и ритуалы обеспечение рождаемости и рождаемости. В исследовании „ Castrum и Castellum Płockie в свете раскопок ” писали, что лес „ Płock образовал полукруг из четырёх костров свечей в глубоких ямах. В центральной части костровой арки имелась овальная арка жертвенный алтарь из плоских полевых камней ”.
Предметом религиозного поклонения должен был стать центрально расположенный четырёхугольный столб. Он может быть на кончике образ божества. Рядом также были обнаружены следы кузнечной деятельности. Остатки кузнеца в десятке или около того метров от леса. Это –, как подчёркивает Szafrański –, типичный для тогдашнего общества, в котором часто случалось так священник (едока) также был кузнецом.
Конский череп – может быть остатком животного жертвоприношения – и частично найден расколотый череп 12-летней девочки. Рядом с ним стояла каменная толпа, вероятно, орудие убийства. „ Упомянутый след заслуживает особого внимания кровавая человеческая жертва. Вероятно, он был изготовлен с помощью заброшенного каменного пестика, который, скорее всего, служил для дробления дерновой руды в качестве замены кузнечного молота. Так он мог также использовать колдуна, языческого жреца, для ритуального убийства жертвы ” –, запрошенного Szafrański. Однако он, вероятно, переосмыслил факты.
Ложный тезис археолога
Исследования Тысячелетия, проведённые, среди прочих, в Плоцке, рядом с научными, также имели конкретные политические цели. Приведите аргументы в пользу нативности нашего государства, докажите, что его корни уходят в прошлое далеко до 966 года. И в том, что мы ни в чем не уступали западным странам, а иногда и превосходили западные страны Европа. Взамен власти ПРЛ щедро финансировали исследования.
– Другими словами, археология была на политическом фронте – объясняет доктор Мацей Тржецкий из Института археологии и этнологии Польской академии наук. – Автор исследования из Płock попробовал адаптировать результаты раскопок к сформировавшейся тогда парадигме эволюционного развития основных центров государства. Они рассматривались как города Западной Европы: как большие скопления людей, живущих на торговле и ремесле, с организованной религиозной жизнью, но не христианской. Поскольку после нескольких лет раскопок в Плоцке ничего подобного не вышло, Szafrański решил –, как мы бы сказали сегодня –, взглянуть на наши собственные находки немного более творчески. Он собрал некоторые факты и дал им новую интерпретацию.
Сегодня археологи не сомневаются, что так называемый славянский лес, где должны были состояться человеческие жертвы, был на самом деле смесь обычных элементов, Которые, в интерпретации Szafrański, превратились в культовые объекты. – В настоящее время полости мусорных контейнеров, датируемые XI веком, были „ жертвенными zniczami ”. Остатки столба, поддерживающего крышу какого-то средневекового здания, продвинулись до роли „ idol ” (божественная статуя). Куча полевых камней стала „ жертвенным алтарём ”, зернотёркой – a club. Фрагмент человеческого черепа – по стопам кровавой жертвы. Что касается последнего элемента – все „ место поклонения ” находится в нескольких метрах от действующей здесь церкви с конца 11-го по конец 18-го века, где все время хоронили умерших. Под всем двором аббатства находятся могилы и полости, в которые клали кости из более старых погребений, освобождая место для новых. И, следовательно, наличие этого несчастного черепа – не оставляет иллюзий доктору Мацею Тржецкому.
Так рухнуло видение кровавых обрядов и человеческих жертвоприношений, совершённых в Плоцке бывшими славянами. Тем не менее, мы все еще знаем удивительно мало о том, как они жили на самом деле, и особенно о том, во что они верили.
Религиозные обычаи славян
Так откуда же взялся тезис в научном мире, что Славянские боги – Perun, Weles или Świętowit – хотели человеческую кровь? Исследователи опирались на рассказы людей, пришедших извне в славянский мир с одной целью: обратить жителей после доброты или силы в новую веру. Как указывает проф. Лешек Слупецкий, один из крупнейших авторитетов в области дохристианско-славянского региона сегодня, наши знания охватывают в основном два региона: Полабщина с Померанией и Рутенией.
Сведения о бывших славянах можно найти, среди прочих в „ Otto's Lives from Bamberg ”. Во времена Болеслав Кшивусти он отправился на миссию христианизации в Померании. Он посетил тогдашние поселения на острове Волин, Щецин и Каминь Поморский. Епископ упомянул многих кровавые жертвенные обряды, которым должны были потакать племена, в том числе и по повсеместному умерщвлению младенцев женского пола. Эти кровавые человеческие жертвоприношения были сделаны, чтобы успокоить божеств.
Бывший немецкий хронист Тьетмар также упоминает о подобных практиках. Он упоминает об этом около 990 года. Вилечи (племена, жившие между Одером и Эльбой) завоевали неизвестную твердыню. Его вождь был принесён в жертву чтобы умолять богов о безопасном пути домой.
Жертвы-клирики
В свою очередь, епископ Ян из Мекленбурга был убит, когда отправлялся на миссию христианизации к полабским славянам. Летописец Адам из Бремена утверждает, что в 1066 году епископ был схвачен в Мехлине, доставлен в храм в Радогощ – главное место культовых Редаров, одного из полабских племён. Где он отказался отречься от Христа, был принесен в жертву. У епископа была отрублена голова и отрублены конечности. Его тело было брошено, и голову прибивали к копью и посвящали языческому божеству.
О других ритуальные убийства Сообщает саксонский священник и историк Гельмольд из Бозува (ныне Босау в Германии). Сопровождал в качестве летописца немецкие экспедиции христианизации в Полабе и Западной Померании. Автор 12 века „ Chronica Slavorum ” („ Chronicles of Slavs ”) подробно описал обычаи, преобладающие в одном из крупнейших городищ славянского региона. В Арконе, Рюген, местопребывание славянского племени Рано и центр поклонения Святому Богу: „ Со всех славянских стран также приезжают туда [люди] с вопросами к оракулу и ежегодными сборами для жертв. Даже покупатели, которые случайно пришли к ним, не позволяют им начать торговлю, пока они не предложат божеству что-то более ценное из своих товаров ”.
Летописец упоминает, что на человеческие жертвы Святому часто выбирается Христианское духовенство, кто пытался обратить язычников в новую веру: „ Даже трудно осознать, какую жестокую смерть они нанесли христианам: они выпустили свои кишки, наклеившись на кол, они пригвоздили других к кресту, насмехаясь над нашим Искуплением. По их мнению, величайшие преступники должны быть распяты. А тех, кого держат в живых в надежде на денежный выкуп, пытают такими пытками, они связывают так сильно, что они просто невероятные ”.
Человеческие жертвы на Руси
Эти отношения не ограничиваются западнославянскими. Аналогично относятся к восточным. Мы находим их в „ Past years ”, древнерусском тексте, описывающем историю Руси с самого начала до 12-го века. Ну, рассказчик, описывающий царствование Владимира Великого в Киев, напоминает, что этот правитель поставил целый ряд языческих идолов, к которым жертвы были сделаны.
Тип жертв определялся ранее брошенной судьбой: „ поставил снеговиков на терновый холм. И они пожертвовали им, призвав богов, и привели своих сыновей и дочерей к жертвам Бисома ”. В свою очередь, арабский путешественник ибн Руста в записях 10-го века упомянул, что у русских „ есть врачи, которые направляют своих королей, как если бы они были их хозяевами и требуют их жертвы женщин, мужчин или крупного рогатого скота, по их выбору. Врач берет человека или скот, бросает веревку на шею, прикрепляет ее к доске, пока он не вырвет из нее свою душу и не скажет, что это жертва Богу ”.
Факты или пропаганда?
Отношения, описывающие жестокость и кровавые славянские обряды, имеют несколько характеристик. Все они возникли поздно, в поздний период существования языческих племен и славянских государств. То есть с 10 по 12 века, непосредственно перед или во время христианизации. По этой причине некоторые исследователи не доверяют этим описаниям. Они указывают, что отчеты часто пишутся христианским духовенством они могли быть пропагандой.
– Конечно, летописцы подчеркивали аспекты поклонения, которые могут показать жестокость язычников –, признается проф. Лешек Слупецкий. В то же время он подчеркивает, что это не означает, что изобретены кровавые жертвенные обряды. Он добавляет, что форма жертвы была также ритуальное убийство жены после смерти мужа, широко практикуется у наших славянских предков. Он упомянул об этом, среди прочего, летописца Титмара: „ Они сжигают своих мертвецов, потому что они поклоняются огню. После похорон каждого мужа, который был сожжен на костре, голова его жены была отрезана и таким образом поделился своей судьбой после смерти ”.
Диспенсеры
Однако вопрос остаётся, именно так протекали кровавые жертвенные обряды славян. По словам проф. Лешек Слупецкий, вероятно, состоял в первую очередь в отрезании головы, иногда в сочетании с четвертованием или отсечением членов. Но кто это сделал: священник, его помощник или лидер? И где это было сделано? Считается, что в священных рощах и над водами. Однако определенности нет.
Проблема в том, что, кроме записей хрониста, сохранилось мало свидетельств, которые могли бы подтвердить ритуальное убийство людей. Однако эти археологические следы, которые мы имеем, неоднозначны и до сих пор вызывают дискуссии в научном сообществе. На должностях в Померании в Jabłońscy Wielka (власть). Быков), около Хойнице, в Калуде в коммуне Челмно, около Цедыни или в Дебчине (повят). Бялогард) было найдено множество захоронений из расчленённые человеческие скелеты, после отсечения головы и конечностей и с видимыми следами стеснения. По мнению ученых, по крайней мере некоторые из этих тел могут принадлежать люди жертвовали ритуально.
Находки для указания кровавых обрядов одинаково принимаются и отвергаются исследователями как недостоверные. – Прямых доказательств у нас нет что славяне практиковали принесение человеческих жертв. Не каждое странное захоронение, например, голова в ногах или труп, найденный в болоте, должно быть (как хотят многие археологи) останками этих жертв. В те времена их также обезглавливали или четвертовали как форму смертная казнь. Точно так же смерть утоплением в болоте (это была довольно медленная смерть, и поэтому болезненная для осуждённого) могла быть формой наказания – говорит доктор хаб. Дариуш Сикорский из Университета Адама Мицкевича в Познани.