Во второй половине 19-го века произошёл большой сдвиг, большой скачок.
Сработал спусковой крючок, и деятели культуры стали выбрасывать на «рынок культуры» разношерстную продукцию. Появились прямо противоположные и даже зачастую враждебные направления в общественной мысли. Сначала они были сильными, мощными и вбирали в себя значительные группы философов, учёных, представителей управленческих структур, общественных деятелей. Они выпусками манифесты, печатали меморандумы, обозначали свои границы и громили соперников. К ним подключались глашатаи – мастера слова: писатели и поэты. Их друзья и соратники – художники и музыканты оформляли идеи, как художественные направления.
Выставки, шумные дебаты, разоблачение представителей других направлений набирали силу, мощь и приобретали оттенки скандала, экзальтации, фурора, буффонады. Театр и эпатаж стали постоянным сопровождением «культурных процессов».
К началу 20-го века все направления стали мельчать, множиться и терять остроту. Деятели культуры, которые в конце 19-го века принадлежали к разным направлениям и раньше не могли сесть за один стол и подать друг другу руки, сменились на тех, кто из одного лагеря переходил в другой, иногда прямо противоположный без всякого зазрения совести.
Движения и направления множились. Культурологи и теоретики едва успевали описывать их и впихивать в группы и классы. Сложности были с определениями направлений, с названиями. Но главным была полная утрата смыслов, измельчание образов, размывание их и их полное нивелирование до ничто.
Это тот момент, когда появляется абстрактное в культуре, в мышлении, в искусстве.
Абстрактное – это то, чего не существует в природе, то, чего не существует в Космосе. Абстрактное – это элементы Хаоса.
20-й век – время, когда в тело культуры был запущен хаос. Первым делом он был запущен в сознание деятелей культуры, и они его понесли в широкие массы общества. Абстрактное искусство и мышление стало модным, шокирующим, экстравагантным, элитарным, и тем самым притягательным для широких слоёв. Его невозможно было объяснить с точки зрения движения культуры к высшему. Поэтому его называли искусством для избранных, труднопонимаемым. Это была простая закладка, ловушка для простаков. И очень многие попались.