Найти тему
Belarus Travel

Женитьба Терешки и «Яшчур». Во что играла белорусская молодёжь в старину

Оглавление

Народные игры – такая же часть культурного наследия страны, как песни, танцы, сказки, легенды.

В играх отражается душа и характер каждой нации. Они были неотъемлемым элементом традиционных праздников, семейных встреч и просто деревенских посиделок. Расскажем о некоторых популярных белорусских народных забавах, которые дошли до наших дней.

Женитьба Терешки

Молодёжная игра, во время которой молодые люди примеряли на себя роли женатых людей. Играли в «Женитьбу Терешки», в основном, на Коляды. Для игры накрывался импровизированный свадебный стол, выбиралась «сватья», которая ставила в два ряда девушек и парней. Затем под музыку сватья выбирала парня и подводила его к девушке. Если девушка симпатизировала выбранному «жениху», они танцевали, если нет – она убегала, чтобы снова вернутся в ряд, а парень пытался её поймать. Игра обязательно сопровождалась песнями и танцами.

«Яшчур»

Яшчур – змееподобное языческое божество, которому поклонялись древние белорусы. Согласно поверьям, он повелевал реками, озёрами и болотами. Яшчуром выбирали какого-нибудь парня. Он надевал вывернутый кожух, покрывал голову платком и усаживался на колоду. Девушки в венках водили вокруг Яшчура хоровод, а он постепенно подходил к каждой из них и забирал венки себе. Затем девушки «выкупали» свои венки у Яшчура. Взамен они должны были сделать, то, что он скажет – станцевать, спеть, подарить Яшчуру поцелуй. Если в «Яшчура» играли зимой, на головах девушек вместо венков были платки.

«Козёл»

Ещё одна калядная игра. Вокруг человека, которого выбрали козлом, водили хоровод, проговаривая слова: «Ішоў казёл, наш казёл, ды па ельнічку, усіх у госьці запрашаў на вячэрачку». На последних словах «козёл» подходил к одному из участников и говорил, что приглашает его. Выбранный человек становился за спиной у водившего, участники игры считали до трёх. Затем оба участника поворачивались на 180 градусов и теперь последний становится «козлом», а бывший «козёл» брался за пояс новоиспечённого и ходил за ним внутри круга под песни участников. Новый «козёл» выбирал себе замену, и игра продолжалась.

«Баяры»

Девушки и парни выстраивались в ряд друг напротив друга. Девушки были «царевнами», парни – «боярами». Взявшись за руки, они поочерёдно подходили друг к другу со словами:

  • Цароўна, добры вечар!
  • Баяры, на здароўе!
  • Цароўна, пусці ў горад!
  • Баяры, нашто ў горад?
  • Цароўна, дзевак сватаць!
  • Баяры, дзеўкі малы!
  • Цароўна, перарослі!
  • Баяры, рушнікоў не ткалі!
  • Цароўна, ужо ў трубочках!
  • Баяры, каторую?

Затем один из молодых людей подходил к понравившейся девушке, со словами «А мне тая спадабалася, што…» – далее парень сам придумывал окончание фразы. Если «цароўна» отвечала парню взаимностью, он уводил её к «боярам», если нет – молодой человек пробовал шутливо силой затащить её в свой ряд.

«Цяцерка»

Парни и девушки делились на две колонны, брались за руки, поднимая их вверх и образуя между колоннами «ворота». Девушка из первой пары убегала от молодого человека по внутренней дорожке, а он преследовал её по внешнему кругу. Если девушку удавалось поймать, парень её целовал, и она становилась в конце женской колонны. Если удавалось убежать, парень возвращался на место и ловил следующую. Вся забава сопровождалась традиционной песней про «цяцерку».

«Шуляк»

Шуляк – весёлая забава, в которую играли и дети, и взрослые. Участники выстраивались в колонну, крепко держа за пояс впереди стоящего. Первый человек в ряду был защитником – «головой». Человек, выбранный «шуляком», усаживался на корточки перед колонной и беседовал с «головой»:

  • Шуляк, шуляк, што робіш?
  • Ямку капаю.
  • Навошта табе ямка?
  • Вогнішча рабіць.
  • Навошта табе вогнішча?
  • Мяса смажыць.
  • Навошта табе мяса?
  • Дзетак карміць.
  • А дзе ты мяса возьмеш?
  • А ў цябе за спінаю.
  • А я не дам!
  • А я вазьму!
  • Мяса хачу!
  • З'еш жабу на карчу.

После последней фразы «шуляк» подскакивал и пытался поймать последнего человека в колонне. «Голова» старался ему в этом помешать. Если «шуляк» одерживал победу, он становился последним в ряду, а роль шуляка переходила «голове» и игра начиналась сначала.

Народные игры – это не просто развлекательное действо, а мост между прошлым и настоящим. Поэтому белорусы бережно сохраняют национальные игровые традиции. Поучаствовать в народных играх можно на фестивалях народной и средневековой культуры, на праздниках, посвящённых народному календарю – Купалье, Масленица, Каляды. Стать участников игр и больше узнать о белорусских традиционных забавах можно также во время анимационных экскурсий по этнографическим комплексам и музеям.

Источник