Армия не дрогнула перед натиском фашистского бронированного зверя, не дала себя запугать. Она подсказала русскому композитору мотивы его вдохновенного творчества.
На третий год спецоперации вновь и вновь хочется спросить министра культуры Российской Федерации Ольгу Любимову: где произведения искусств по силе и вдохновению отражённые событиями на фронте? Почему молчат музы?
Уже через девять месяцев после начала Великой Отечественной войны «Симфония №7» Шостаковича звучала в Москве!
Статья, опубликованная в газете КРАСНАЯ ЗВЕЗДА 1 апреля 1942 г., среда:
СИМФОНИЯ БОРЬБЫ ГЕРОИЧЕСКОЙ И ПОБЕДЫ
Молодой советский композитор Димитрий Шостакович написал симфонию, седьмую в его творчестве, и она стала крупнейшим событием в современном мировом искусстве. Седьмая симфония написана во время войны, написана в основной своей части в Ленинграде, в условиях боевых тревог. Самим фактом своего появления эта симфония наносит удар немецкому фашизму, потому что она свидетельствует о непоколебимой выдержке и стойкости защитников Ленинграда. Гитлеровцам не удалось запугать их, не удалось внести растерянность в среду отважных советских патриотов. Воздушные тревоги, бомбардировки города, его обстрел— все трудности длительной осады не могли поколебать мужество советских людей. Они ведут борьбу и трудятся. Они вдохновлены высокими идеями защиты своего отечества. В этой обстановке была создана значительная часть седьмой симфонии, и в ней отразился высокий подъем героического населения Ленинграда.
Седьмая симфония—это событие, потому что в ней с огромной и волнующей силой выражена уверенность всего советского народа в победе над темными фашистскими силами, вторгшимися в нашу страну. Седьмая симфония написана выдающимся советским интеллигентом, который в Ленинграде выполнял свой долг защитника родины и видел, как бесстрашно, с сознанием своей правоты и силы, дерутся русские люди. Это придало композитору веру в победный исход Отечественной войны. Это окрасило всю симфонию в светлый, оптимистический тон. Это придало звукам такую покоряющую силу. Это — русская, советская симфония.
Симфония состоит из четырех частей. Наиболее значительна и по размерам и по своему содержанию первая часть. Симфония это самый сложный вид музыкального искусства. Слово отсутствует в ней и только звуки дают возможность разгадать замысел автора. Но первая часть так ясна, так выразительна, что перед слушателем предстает вполне отчетливая картина. Это — картина, озверевшего фашизма, бросившегося на весь мир труда, культуры, разума, красоты и чести.
Величавое вступление открывает первую часть. Ленинград встает в воображении слушателя. Музыка торжественна и спокойна. Проходят, как на экране широкие улицы с прекрасными дворцами, красавица-Нева. В взволнованной музыке словно слышишь радость большого творческого труда. За Ленинградом—вся наша великая страна—в труде, в заботах о счастье человека. Нежными и тонкими звуками скрипок композитор изображает мир в стране свободного труда. Он передает и свою нежную любовь к родной стране, к близким ему людям.
Но вот слышится издали глухой рокот барабана. В оркестре возникает коротенький мотив, всего четыре-пять нот, они повторяются однообразно, в них убожество мысли, в них полное отсутствие чувства. Так поют совсем первобытные люди, только что вьшедшие из звериного состояния. Это марш каких-то дикарей.
Треск барабана усиливается. Во всем оркестре нарастает звук механической поступи диких полчищ. Это идут фашисты. Это не люди. Идут фашистские звери, закованные в броню. Все тот же убогий, механически-однообразный мотив наводит жуть ревом меди, писком и визгом кларнетов, воющими звуками струнных инструментов. И кажется, что нет силы, которая могла бы стать на пути этого ужасного шествия.
Но как раз в тот момент, когда инструменты пронзительно и, казалось бы, торжествующе воют, неожиданный удар обрушивается на звериную стаю. Светлый по своему тону, высокий звук труб перекрывает и заглушает крикливую музыку, механический мотив пытается еще прорваться сквозь волну новых звуков, но—тщетно! Барабан начинает звучать все тише, деревянная, гнетущая музыка мельчает, теряет силу. После победных звучаний оркестр затихает.
Кажется, словно видишь поле боя, над которым сгущаются сумерки. И в тишине начинает песнь скорби мужественный голос фагота. Это — память о погибших героях. Это —рассказ о подвигах бессмертного мужества. Глубокая любовь к людям, отдавший свою жизнь за родину, в этом музыкальном рассказе. Спокойно, с большим сдержанным волнением ведет свой героический рассказ голос фагота, и весь оркестр словно прислушивается к нему...
Снова звучит музыка нежной любви к родине, к родным людям. Жизнь как бы возвращается в прежнее русло... Но не рано ли успокаиваться? Враг отброшен, но он еще не добит. Глухо звучит в отдалении фашистский барабан, и доносится замирающий звук убогого мотивчика зверей... Предстоит еще борьба. Но уже видна вдали победа.
К этой победе приводят последующие три части симфонии. Они проникнуты светлым, оптимистическим настроением. В них — жизнь, борьба, труд. В них—радость творчества, торжество культуры. Человек восторжествовал над зверем. Фашизм хочет уничтожить все историческое развитие человечества, хочет вернуть мир к тем временам, когда люди только что вышли из звериного состояния, когда полулюди, полузвери питались человеческим мясом, когда не было ни науки, ни искусства...
Русский композитор в своей симфонии, напротив, утверждает силу исторического развития, он берет под свою защиту старое классическое искусство, он показывает, что его страна является опорой всего ценного, что создано было человечеством в науке, в искусстве, в культуре. Человек сильнее зверя. Свободные народы сильнее, чем фашистские рабовладельцы. Благородный воин, сражающийся за правое дело, сильнее бандита, живущего грабежом.
Седьмая симфония заканчивается торжественным финалом славы и победы. Темные силы фашизма уничтожены. Перед человечеством открыт широкий путь к развитию, к науке, к счастью.
Таково содержание седьмой симфонии Шостаковича. Она захватывает слушателя своей чудесной, ясной, волнующем музыкой. Она говорит патриотическим чувствам советского человека. Она наполняет верой в торжество нашего правого дела над разбойничьей гитлеровской ордой.
Сила симфонии Шостаковича в том, что источником ее является Красная Армия. Героическое мужество бойцов и командиров Красной Армии, подвиги доблестных советских партизан, стойкость и бесстрашие советского народа—все это дало русскому композитору то светлое, исполненное уверенности и силы настроение, которым проникнута вся симфония. Не просто в кабинете своем сочинял Шостакович волнующую музыку. Он читал свои мелодии в глазах и на лицах мужественных советских людей. Он улавливал твердый ритм симфонии в железной поступи дивизий Красной Армии.
На себе ощущал советский композитор ласку великой своей матери-родины. И в историческую годину он искал и нашел самые ласковые, самые нежные звуки, чтобы выразить любовь советского человека к родине, к советской культуре, к свободной мысли.
Он изобразил в музыке страшную войну, и эти страницы партитуры не имеют равных по силе во всей мировой музыкальной литературе. Но только в героических боях Красной Армии он мог найти прообраз той борьбы, которая разыгрывается в его симфонии. Это Красная Армия не дрогнула перед натиском фашистского бронированного зверя, не дала себя запугать громом и треском автоматического оружия, грохотом бронетанковых частей. Это Красная Армия нанесла удар фашистскому механизированному зверью. Она подсказала русскому композитору мотивы его вдохновенного творчества. Вот почему не только волнует слушателя седьмая симфония своей сильной и прекрасной музыкой, но и наполняет чувством законной гордости. Подвиги наших героев рождают певцов, былинников, сказителей. В эпосе отечественной войны седьмой симфонии Шостаковича будет принадлежать виднейшее место. Это — монументальный труд, запечатлевший величайшие события нашего времени, памятник великих и святых чувств нашего народа.
Седьмую симфонию в Москве с огромным подъёмом исполняет объединённый оркестр Большого театра и Всесоюзного радиокомитета под мастерским руководством дирижера С. А. Самосуда. (Д. ЗАСЛАВСКИЙ.)
Несмотря на то, что проект "Родина на экране. Кадр решает всё!" не поддержан Фондом президентских грантов, мы продолжаем публикации проекта. Фрагменты статей и публикации из архивов газеты "Красная звезда" за 1942 год. С уважением к Вам, коллектив МинАкультуры.