Найти тему
Classical Guitar Music

Нотное письмо

Для записи музыкальных произведений существует специальная система знаков, которая называется нотным письмом, или нотной грамотой. Она складывалась на протяжении столетий и далеко не сразу стала такой, какой мы её знаем сейчас. В эпоху Древнего мира музыку записывали с помощью тех же знаков, что и слова. Такой способ не позволял показать точную высоту звуков. Не решили эту проблему и музыкальные знаки, появившиеся в Средние века, - западноевропейские невмы и древнерусские знамёна.

Выход из положения был найден только после изобретения нотного стана, или нотоносца, - набора горизонтальных параллельных линий. В наши дни таких линий пять. Знаки, обозначающие звуки, - ноты (от лат. nota – «письменный знак») – располагают и на линиях, и между ними. Ноты имеют вид маленьких овалов, по виду которых определяют длительность звука, а по расположению на нотном стане – его высоту. Незаштрихованный овал обозначает самый длинный по протяжённости звук. Овал с приставленной вертикальной линией – штилем – указывает на то, что данный звук в два раза короче, чем самый длинный. Для обозначения ещё более коротких длительностей – четвертей, восьмых, шестнадцатых и т.д. – используется определённое число дополнительных «хвостиков», называемых флажками, или поперечных черт, соединяющих штили, - вязок.

-2

Опыт показал, что для обозначения высоты пяти линий недостаточно. На них умещаются только звуки средней высоты (например, расположенные в центре фортепианной клавиатуры). А как быть с более высокими или более низкими? В этом случае используют систему добавочных линий. В зависимости от высоты звука нота, его обозначающая, рисуется над, или под нотным станом. Однако, если звуки очень высокие или очень низкие, можно легко запутаться в количестве добавочных линий. Во избежание этого была изобретена система музыкальных ключей – условных знаков, которые ставятся в начале нотного стана и обозначают регистр (высоту звучания) записанной музыки. Одна и та же нота в разных ключах звучит по-разному. Музыкальные ключи избавляют композитора от вычерчивания многочисленных добавочных линий, а значит, облегчают чтение нотного текста. Основные музыкальные ключи – скрипичный и басовый. Скрипичный ключ, или ключ соль, называется так потому, что его завиток охватывает вторую линию нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота соль первой октавы. Басовый ключ, или ключ фа, носит такое название потому, что между двумя его точками находится четвёртая линия нотоносца, на которой в этом ключе записывается нота фа малой октавы. Если открыть ноты любого произведения для фортепиано, то можно увидеть, что партия правой руки (средний и высокий регистры) пишется в скрипичном ключе, а партия левой (низкий регистр) – в басовом. Два других ключа – альтовый и теноровый – применяют реже.

-3

Всего в нотной грамоте семь нот: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Каждая из них может повышаться или понижаться на полтона в процессе развития музыкального произведения. Это явление называется альтерацией (от ср.-век. лат. alteration – «изменение»), и для её обозначения предусмотрены специальные знаки. На повышение указывает диез (#), на понижение – бемоль (b). Они пишутся слева от ноты и упоминаются в её названии: так, нота до с поставленным перед ней диезом будет называться «до-диез». Если же нужно вернуть ноту после альтерации в первоначальное положение, используется знак отмены – бекар (♮). Знаки альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех альтерации иногда пишутся и в начале нотной строчки, сразу после ключа, на тех же линейках, что и соответствующие им ноты. Они указывают на то, что в произведении некоторые конкретные звуки всегда будут повышены или понижены. Благодаря существованию постоянных знаков при ключе можно не ставить их перед соответствующими нотами.

В западноевропейских изданиях ноты и тональности обозначают буквами латинского алфавита:

до – c, ре – d, ми – e, фа – f, соль – g, ля – a, си бемоль – b, си бекар – h;

мажор – dur, минор – moll.

Буквами можно обозначить и знаки альтерации:

диез - is, бемоль – es.

При ключе так же пишут число в виде обыкновенной дроби, например 2/4, 3/4, 3/8 и т.д. Это размер произведения, т.е. число ритмических единиц, которые умещаются в один музыкальный слог – такт. Числитель дроби указывает на количество единиц, а знаменатель – на длительность главной единицы: четверть (4), восьмую (8) и т.д. Один и тот же размер может сохраняться на протяжении всего произведения, а может и меняться. В таком случае новый размер указывается в начале такта, а при возвращении к старому также появляется его обозначение.

Открыв нотный текст, нельзя не заметить, что в нём немало слов, написанных латинскими буквами. Они стоят в самом начале произведения над нотной строчкой, нередко появляются в других частях под той или иной музыкальной фразой. Это итальянские слова, обозначающие темп, громкость звука и т.д. Поскольку Италия всегда играла важнейшую роль в развитии музыкального искусства, итальянский уже к XVIII в. стал международным языком музыкантов, и целый ряд слов превратился в термины, понятные профессионалу без перевода. В русских нотных изданиях некоторые наиболее известные термины даже пишутся кириллицей, например «адажио» («медленно») или «аллегро» («скоро»). Итальянские слова, указывающие на степень громкости, пишутся сокращённо, и эти сокращения уже давно воспринимаются музыкантами как знаки-символы, подобные нотам. Так, от слова forte («громко») в нотах осталась только буква f, от piano («тихо») – p. Для обозначения постепенного усиления или уменьшения звучания используют обозначения cresc. и dim. – начальные буквы слов crescendo(«усиливая») и diminuendo («затихая»).

Композиторы, жившие до середины XVIIIв., избегали указывать оттенки и даже темп, целиком полагаясь на художественный вкус исполнителя. Начиная же со второй половины XVIII в. число словесных указаний росло, и сейчас принято уточнять все детали. И тем не менее каждый исполнитель понимает содержание нотного текста по-своему, поэтому одни и те же знаки музыканты воплощают в звуках своих инструментов по-разному. Ноты, знаки, итальянские термины – лишь символы, скрывающие в себе и настроение, и оттенки звучания. Разучивая нотный текст, музыкант пытается осмыслить, а главное – почувствовать произведение.

-4

Энциклопедия для детей Том 7. Искусство. Ч.3. Музыка. Театр. Кино / Глав. ред. В. А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.