Найти тему

Церковь Петра и Павла в Петергофском дворце.

В Петергофе находится небольшой, но очень красивый музей — «Церковный корпус». Он состоит из двух помещений: «Трапезной храма Большого Петергофского дворца» и «Церковного зала», который примыкает к ней.

Придворная церковь во имя святых апостолов Петра и Павла в Петергофе была возведена по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в период с 1747 по 1751 год. В это время императрица Елизавета Петровна распорядилась перестроить и расширить Петергофский дворец. Не стоит путать церковь Петра и Павла в Петергофе с  одноимённым собором, расположенным возле Ольгина пруда.

Здание, предназначенное для высшего круга, богато украшено как снаружи, так и внутри. Это было необходимо для проведения церемоний, связанных с царской семьёй. В Петропавловской церкви крестили детей, проводили свадьбы и отмечали религиозные и государственные праздники.

12 июля 2011 года после завершения реставрационных работ церковь была вновь открыта и освящена. Выбор этой даты не был случайным. Православная церковь отмечает день памяти святых апостолов Петра и Павла 12 июля. Кроме того, в России этот день также является днём тезоименитства (именин) императора Петра Великого.

1 июля 1846 года в Большом дворце состоялось венчание Ольги Николаевны, средней дочери Николая I, с наследным принцем Карлом Вюртембергским. В 1894 году в этой же церкви проходило венчание великой княжны Ксении Александровны, дочери Александра III, с великим князем Александром Михайловичем. В придворном храме были крещены дети Николая II: Татьяна, Мария, Анастасия и цесаревич Алексей.

Церковный корпус. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен
Церковный корпус. источник citywalls.ru / автор фото неизвестен

Елизавета Петровна лично определила место строительства, и церковь Петра и Павла в Петергофе была возведена на северо-восточном углу Большого дворца. Этот проект, как и реконструкция всего дворцового комплекса, способствовал развитию стиля и творческого подхода Растрелли.

В угловом корпусе Растрелли создал прямоугольное здание с центральным четвериком на три окна. В этом помещении архитектор разместил домовую церковь и соединил её с дворцовыми покоями с помощью коридоров. Храм выделяется за счёт выступа за линию фасада и превышения высоты боковых частей. Церковный купол украшен пятью традиционными для древнерусского зодчества главками.

-2

Боковые башенки имеют квадратные основания со срезанными углами. Центральная башенка ближе к восьмиугольной форме из-за увеличенных срезов. На боковых башенках позолота выделяет детали, а основная часть покрыта почти полностью. Купола также выполнены с позолоченными гранёными ребрами.

Одновременно с наружными работами производились работы по внутренней отделке храма.

Трапезная была оформлена в середине XVIII века по проекту Ф. Б. Растрелли. В этом помещении собирались высочайшие особы перед началом богослужений. Чистейший белый цвет и позолота создают благородное и торжественное настроение, подчёркивая живописные святые образы.

Живопись трапезной посвящена двум апостолам: Петру и Павлу. А падуги украшены изображениями их деяний. Среди них: «Чудесный улов рыбы», «Обращение Савла» и «Хождение по водам».

Церковный корпус. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin
Церковный корпус. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin

На потолке — плафон, который разделён на две части. С левой стороны находится сцена «Вознесение апостола Павла на небо», а с правой — «Видение апостола Петра в доме Симона Кожевника». Живопись была создана в середине XVIII века Иваном Яковлевичем Вишняковым.

Церковный корпус. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin
Церковный корпус. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin

Церковный зал, как и трапезная, оформлен в середине XVIII века по проекту Ф. Б. Растрелли. Центр восьмигранного свода украшен плафоном в форме крестовидной розетки, на котором изображён Святой Дух в виде голубя. Под плафоном находятся образы четырёх евангелистов, апостолов, Святой Девы Марии и символы евангелистов — таинственные существа: телец, ангел, лев и орёл. В нижнем подкупольном пространстве представлены особо почитаемые святители и отцы церкви.

На западной стене, над арками, слева находится образ святого мученика Себастьяна. День его памяти совпадает с днём рождения императрицы Елизаветы Петровны — 18 декабря. В центре расположен образ Божией Матери и святой Екатерины, покровительницы Елизаветы. Справа находится образ Климента Римского и Петра Александрийского. День их памяти совпадает с датой восхождения Елизаветы на престол — 15 ноября.

Церковный зал освещается хрустальной люстрой-паникадилом русской работы, созданной во второй четверти XVIII века. Это единственный предмет, сохранившийся после пожара.

Иконостас. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin
Иконостас. https://vk.com/albums-33966504 / автор Интерьерный фотограф Андрей Белимов-Гущин @belimovgushchin

Иконостас Петергофской церкви — шестиярусный, резной и золочёный. Золочёная резьба вокруг него, состоящая из херувимов, рокайлей, прихотливых растительных побегов и гирлянд, хотя и символизирует райские кущи, но почти не отличается от резьбы в императорских залах дворца. В резьбу также включены вензеля императрицы Елизаветы Петровны.

Верхний фронтон иконостаса украшен резной золочёной Голгофой, по сторонам которой расположены золочёные статуи апостола Иоанна и Богоматери. На царских вратах изображены образы четырёх евангелистов.

Иконостас разделяет церковный зал и алтарь. В центре алтаря находится четырёхугольный стол — святой престол. На нём лежат Евангелие, напрестольный крест и дарохранительница. За престолом находится семисвечник, символизирующий семь таинств православной церкви. Живопись в алтарной части храма посвящена циклу страстей Христовых.

Живописный интерьер XVIII века и уникальный иконостас были восстановлены на основе фотографий, сделанных в 1938 году, и единственной сохранившейся акварели художника Гау. Художники реставрационных мастерских дополнили недостающие детали, основываясь на своих представлениях о том, как мог выглядеть иконостас в XVIII веке.

Подписывайтесь на "Прогулки по Санкт-Петербургу" чтобы не пропустить продолжение.

Ставьте лайк, оставляйте комментарии - это очень важно для развития канала

И обязательно ознакомьтесь: