Низкую эффективность ПВО Ирака в ходе операции «Буря в Пустыне» увязывают с широким использованием самолетами тактической авиации многонациональных сил контейнеров AN/ALQ-131. Данная система РЭБ, однако, не является панацеей от ЗРК. 2 июня 1995 г. над Боснией ракетой ЗРК «Куб» из 1-й средней самоходной батареи 155-й ракетной бригады ПВО вооруженных сил Республики Сербской был сбит F-16C блок 40 с/н 89-2032 из 555-й эскадрильи ВВС США, на подфюзеляжном пилоне самолет нес контейнер AN/ALQ-131.
Балканы, Югославия – сразу вспоминается F-117: «Сбили, но, извините, мы ж не знали, что он невидимый».
Между тем последствия поражения F-16 ракетой ЗРК «Куб» в 1995 г. были куда серьезнее, чем попадание ракеты ЗРК С-125 «Нева» в F-117. F-16C с/н 89-2032 2 июня 1995 г. в составе пары выполнял рутинное задание на патрулирование «бесполетной зоны» над Боснией. В районе патрулирования ЗРК боснийских сербов фиксировались с 1993 г., поэтому оба самолета несли под фюзеляжами контейнеры AN/ALQ-131. В 50 км южнее Баня-Луки (столица Республики Сербской) по паре F-16 было выпущено две ракеты, одна прошла между самолетов, а вторая прямым попаданием поразила ведомый F-16, пилотируемый капитаном Скоттом О’Грейди (Scott O’Grady).
История О’Грейди получила широкий резонанс – катапультировался, шесть суток выживал на враждебно территории, был спасен и вернулся в Штаты героем. Техническая сторона история в СМИ не освещалась. ВВС США пришлось кардинально менять программное обеспечение приемников предупреждения о радиолокационном облучении AN/ALR-56/69 и аппаратуры РЭБ AN/ALQ-131. Справедливости ради необходимо отметить, что приемник работал, причем на протяжении длительного времени – РЛС «вела» пару F-16 в течение длительного времени. О’Грейди дважды посчитал срабатывание приемника ложными и даже запросил поддержку от самолета ДРЛОиУ Е-3С. Экипаж AWACS’а сообщил летчику информацию о примерном местонахождении РЛС. Пуск ракет выполнялся с совершенно иной точки, а РЛС ЗРК «Куб» включилась за несколько секунд до попадания ракеты в F-16. О’Грейди вспоминал (книгаScott O’Grady, Michael French «Basher Five-Two: The True Story of F-16 Fighter Pilot Captain Scott O’Grady»):
- Я осматривал воздушное пространства, пытаясь визуально обнаружить ракету. Ракета всегда оставляет за собой хорошо заметный дымный след белого цвета. … Ничего не увидев, перевел взгляд на индикатор приемника предупреждения о радиолокационном облучении. Яркая метка на индикаторе никуда не делась. Мне по-прежнему облучала РЛС. В этот момент в наушниках раздался звуковой сигнал тревоги, а на индикаторе загорелась вторая отметка гораздо ярче чем первая. … Секундной позже яркий шар возник между самолетом ведущего и моим F-16. … Я знал, что ракеты обычно запускают парами. Вторая ракета наверняка уже находилась на пути к нам. … Я собирался нажать кнопку отстрела ловушек и перевести самолет в резкое снижение. Я ничего не успел сделать. … Ракета нашла цель. Кабину заполонили огонь и дым. Самолет полностью потерял управления. F-16 не помогли электроника космической эры, сверхзвуковая скорость и совершенные комплексы обороны. Принц неба превратился в горящий сгусток проводов и металла. Ракета попала в нижнюю часть фюзеляжа, поразив топливный бак. F-16 развалился на две части. Господи! Молю, не дай мне умереть, не сейчаааас!!! Сквозь огонь и дым я разглядел желтую держку катапульты.
Хорошо написано. История капитана О’Грейди легла в основу сценария фильма «В тылу врага», зато сербская версия события, имевшего место 2 июня 1995 г. имеет хождение, главным образом, в Сербии и Республике Сербской (если что – это разные, увы, страны). Публикаций на тему О’Грейди в Сербии и Республике Сербской вышла масса. Например, большая статья, опубликованная в мае 2021 г. сайтом Prijdor24h – «SEĆANJE NA VAZDUHOPLOVSTVO I PROTIVVAZDUŠNU ODBRANU VOJSKE REPUBLIKE SRPSKE: Život, borba i smrt 1992-2006.» (http://prijedor24h.net/2021/05/29/secanje-na-vazduhoplovstvo-i-protivvazdusnu-odbranu-vojske-republike-srpske-zivot-borba-i-smrt-1992-2006/):
- Первый раз случай испытать себя в бою 1-й средней самоходной батареи выдался 2 июня 1995 г. Батарея тогда занимала позиции между Петровца и Ключа, в местечке Бравско. Батарея находилась в засаде уже трое суток. Батарея отслеживала полеты авиации НАТО, вся аппаратура была включена, но РЛС на излучение не работали. После полудня 2 июня пара F-16 подошла на расстояние 20 км от огневых позиций батареи. Сразу же была включена РЛС, взявшая цели на сопровождение, но самолеты ушли за гору Срнетице. Гора послужила экраном. Пуск ракет стал невозможен, РЛС выключили после 3 – 4 секунд работы. Через 15 минут та же пара F-16 вновь приблизилась к позициям батареи. Расчеты за это время изменили рабочие частоты РЛС. РЛС обнаружила одну цель на удалении 22 км, вторую – на удалении 20 км. Захват второй цеди выполнен на удалении 18 км, а когда цель находилась на удалении 17 км произведен пуск двух ракет с интервалом в 3 секунды. Цель поражена на удалении 15 км и высоте 5500 м. От взрыва первой ракет самолет развалился на две части, вторая ракета поразила обломки. Обломки F-16 кучно упали в двух местах, расположенных в 1,5 км друг от друга. Пилот катапультировался, приземлился в 6 км от места падения обломков самолета. Батарея немедленно прекратила работу РЛС на излучение, сменила позицию, а личный состав замаскировал технику. Общее время работы РЛС составило 26 с. Ночью батарея ушла за 10 км от местечка Бравско.
Сербское описание боя ЗРК «Куб» с F-16 отличается от американского лишь деталями. Не суть важно – первой ракетой или второй сбили F-16. Важно, что сбили. Доверия, вообще-то, больше к сербской версии. Кондово-суконный язык статьи (это не ГУГЛ-переводчик, сербским немного владею) указывает на знакомство автора с исходными документами. В Сербии опубликована рассекреченная схема боя.
Американские источники сводятся к пересказу книги О’Грейди. Американские источники умалчивают о боевой нагрузке пары F-16 из 555-й эскадрильи, лишь иногда, обиняком, в материалах по системам РЭБ упоминаются контейнеры AN/ALQ-131, висевшие под фюзеляжами обоих F-16. F-16C с/н 89-2032, между тем, весьма популярен у стендовых моделистов, говорящих на американском языке. Все, естественно, собирают модельки самолета в масштабах 1:72 и 1:48 по состоянию на 2 июня 1995 г., отчего ведут азартные дискуссии на тему чего клеить под крыло и фюзеляж. Контейнер AN/ALQ-131 обычно монтируют. Сербская пресса прямо указывает, что никакого контейнера на F-16C с/н 89-2032 не было. Кто знает?
Могла или нет станция постановки помех AN/ALQ-131 сорвать захват ГСН ракеты, висела такая станция под брюхом F-16 с/н 89-2032? Вопросы риторические (пока), но в ВВС США решили подобные вопросы исключить в принципе – должна висеть и должна сорвать. Поэтому и провели многомиллионную модернизацию приемников и контейнеров. Экономический ущерб, понесенный США от потери F-16C с/н 89-2032, оказался несопоставимо выше, чем от потери F-117.
Непосредственным следствием поражения F-16 зенитной ракетой стало изменение тактики боевого применения авиации НАТО над Боснией. РЭБ – РЭБом, но ЗРК требовалось не подавлять, а уничтожать. В августе 1995 г. на сербские «Кубы» была устроена настоящая охота. В роли охотников выступали F-16 «Wild Wesel» и германские «Торнадо», вооруженные ракетами HARM. В первый день операции «Deliberate Force» (массированные налеты на сербские регионы Боснии), 30 августа, бомбовым ударом была уничтожена РЛС батареи «Кубов». 30 сентября F-16 выпустил две ракеты HARM по РЛС 121-й батареи. Одна ракета поразила цель, вторая – разорвалась в близлежащей деревне. РЛС была уничтожена; погибла овчарка («штатный» пес 121-й батареи), крутившаяся возле радара, других жертв не случилось. После 30 сентября на боевую работу «Кубов» командование наложило запрет.
Обломки сбитого F-16 нашли и осмотрели. По американской версии событие это произошло весной 2000 г. в ходе разминирования местности. Найти удалось несколько кусков крыла и фюзеляжа размером с тело человека, множество мелких фрагментов. Маловато будет. Не удивительно, все ценные фрагменты с мест падения изъяли гораздо раньше совсем другие люди.
Судьба ценных фрагментов туманна, но! Осенью 2006 г. заезжий турист из Великобритании сфотографировал кусок киля F-16C с/н 89-2032 в ангаре 101-й кафедры (Проектирование и сертификация авиационной техники) Московского Авиационного Института. Очень интересная история, особенно в части попадания туриста в ангар 101-й кафедры, вообще - на территорию МАИ. Кто знает, быть может электроника из контейнера AN/ALQ-131 пылится где-нибудь на 4-м факультете МАИ или в МИРЭА? В этом случае модернизация аппаратуры РЭБ самолетов ВВС США, проведенная во второй половине 90-х гг., приобретает особый привкус.
Дабы завершить тему. В прессе капитану О’Грейди иногда приписывают сбитый 28 февраля 1994 г. истребитель-бомбардировщик «Ястреб» ВВС Республики Сербской. Это – не так. «Ястреб» ракетой AIM-120 сбил однополчанин О’Грейди капитан Стив Аллен (Steve Allen). Осенью 2012 на авиабазе Батайница под Белградом состоялось авиашоу по случаю 100-летия военной авиации Сербии. ВВС США на торжествах представляли два F-16C блок 40 (с/н 88-0510 и 89-2030) из 510-й эскадрильи дислоцированной в Авиано, откуда 2 июня 1995 г. взлетел капитан О’Грейди. В 1995 г. борт 88-0510 состоял на вооружении 510-й эскадрильи, а борт 89-2030 - на вооружении 555-й эскадрильи; оба самолета летали над Балканами. Самолеты привлекли повышенное внимание любителей авиации из Белграда и окрестностей, американцы почему-то это внимание окрестили провокациями. Иностранные гости по окончанию праздника из Батайницы разлетелись, а вот один F-16 задержался на неделю из-за отказа. Что характерно, в Батайнице оба F-16 демонстрировались только на земле. ЗРК «Куб» на аэродроме тоже присутствовал, из состава ВВС и ПВО Сербии.