В начале 20 века Гаспра была маленькой татарской деревушкой всего на 30 дворов, но с большим количеством земли в которую входили Ореанда и мыс Ай-Тодор. Самым крупным собственником здесь считался главный южнобережный мулла Али Гаспринский. Постепенно наши дворяне приобретали здесь земли, причем львиную долю земли Ореанды перекупил Александр I с тайной целью переселиться сюда «уйдя на покой».
Той же целью руководствовался и личный друг императора князь Александр Николаевич Голицын. Прошу не путать с Голицыным Львом Сергеевичем, который создавал в Крыму в Новом Свете российские игристые вина, это другой Голицын и было это сильно позже. Имение по местным меркам было небольшим – всего семь десятин, а Александрией его назвали не в честь египетского города, а в честь императора Александра.
Так вот, князь был очень видный государственный деятель, обер-прокурор Святейшего синода, министр народного просвещения и доверенное лицо Александра I, который до конца жизни дорожил его близостью и советами.
Образцом для дома, который строил архитектор Вильям Гунт, был Алупкинский дворец. Строил он их практически одновременно.
Стиль дворца в неоготическом стиле первую очередь был определен окружающим пейзажем и пожеланиями владельца. При его создании были воплощены формы модной в то время английской средневековой архитектуры. Особенно выделяются стрельчатые окна и массивные восьмигранные боковые башни. В. Гунт, используя возможности рельефа, гармонично вписал дворец в окружающий ландшафт.
В готовом виде дворец представлял собой двухэтажное, крытое черепицей прямоугольное здание из гаспринского известняка, фланкированное по северному фасаду башнями, в которых спрятаны чугунные винтовые лестницы. А Южный фасад здания представлял собой открытую террасу, выполненную в восточном стиле. Здесь влияние оказала татарская архитектура.
В традициях романтической эпохи был заложен парк усадьбы. Его устройством занимался садовник Людвиг Кремер.
Не знаю, был ли багрянник европейский при Людвиге Кремере или это более позднее достижение садоводов, сейчас вот есть.
В отставку Голицын вышел в 1843 и приехал проводить свою осеннюю пору жизни в Гаспру, где через год его и сразил апоплексический удар – по нынешнему, инсульт. Похоронен князь был так же в Крыму, в Балаклавском Свято-Георгиевском монастыре.
Как это нередко бывает, после его смерти усадьба несколько раз переходила из рук в руки, старела, ветшала и в конце концов досталась молодой и энергичной графине Софье Владимировне Паниной. Которая и придала ей новую жизнь. Посмотрите, какая бойкая и дерзкая особа даже на портрете:
Дворец сдавался в качестве дачи состоятельным лицам. И временами очень известным лицам. Например, в 1901 - 1902 годах здесь жил Лев Толстой. Здесь он писал повесть «Хаджи-Мурат». У него в гостях бывали А. П. Чехов, М. Горький, А. Куприн, Ф. Шаляпин. Крым – место притягательное. Все побывали тут.
А Толстой в Крыму побывал трижды. Первый раз в качестве офицера-артиллериста во время Крымской войны. Сначала он служил в пригороде Симферополя в деревушке Эски-Орда (теперь - Лозовое). В селе было скучно, боёв там не было. Со скуки регулярно проигрывался в карты. Но затем его батарею перебросили на передовую – на четвертый бастион в Севастополе.
Следующий раз Толстой посетил Крым уже лет через тридцать. Привозил больного друга, князя Леонида Урусова на лечение.
Ну, и в третий раз в Крым он приехал уже тяжело больным. Ему там даже место на местном кладбище купили. Но он все же прожил ещё восемь лет. И похоронен в своей Ясной Поляне.
Пребывание Толстого в «Романтической Александрии» предопределило ее название на много лет вперед. После революции дворец само собой национализировали. И сделали там санаторий под названием «Ясная Поляна».
В 1923 белорусский поэт Янка Купала написал здесь цикл стихов «Крым».
Сейчас дворец графини Паниной находится на территории санатория Федеральной таможенной службы под именем «Пестово».
ФТС – организация небедная, свою недвижимость везде обычно содержит в порядке, но тут не сложилось. В силу правовых особенностей соседнего государства, когда Крым был «там», любым желающим дозволялось оформлять в собственность землю в любом месте, где им вздумается. Отчего сейчас по всему Крыму посреди исторических усадеб и парков торчат частные дома разной степени недостроенности. Ну и достроенные тоже. И в некоторых живут люди. Вот и здесь, на территории усадьбы стоят дома и живут люди. С этой правовой коллизией сделать ничего пока не могут. Поэтому статус земли под этими строениями непонятный. Что не позволяет санаторию тратить бюджетные средства в том числе и на реставрацию дворца. Сейчас нашли какое-то промежуточное решение, дворец передали в ведение Минкульта и по неофициальной информации планируют привести его в порядок.
А пока все не очень хорошо. Дворец разорён, выбиты окна, потолок осыпается, стены исписаны вандальными надписями, парк тоже довольно запущен.
Но осмотреть его снаружи и погулять по парку могут все желающие. Есть вот такие милые уголки.
Всем приятных прогулок. Все фото мои. Ну, кроме портретов действующих лиц. Спасибо за лайки и не забывайте подписываться, так мне будет легче рассказать вам что-нибудь новое и интересное.