Найти тему
Нина Лаврова

История Троицкого Жиздринского монастыря.

В лето 1680 года по указу великого господина святейшего Иоакима, патриарха Московского и всея России, по грамоте из Казенного Патриаршего Приказа за пометою казначея старца Таисия Сийского, Мещовского уезда Троицкой Дорогошанской пустыни, старец Иринарх ездил в Брянский уезд в Троицкий Жиздринский монастырь списывать монастырь и монастырские строения на строителя старца Филиппа.
В церкви образа местные: по правую сторону царских дверей образ
Благородных Князей Бориса и Глеба, на них венец и гривна басменые позолоченные.
По левую сторону образ Пресвятой Богородицы Одигитрия, оклад серебряный, басменой позолоченой, пелена дорошная. По левую же сторону царских дверей образ Преподобного Сергея Радонежского Чудотворца, два венца серебряны позолоченны, пелена пестрядинная ветха.
А в церкви царские двери писаны на золоте, в алтаре на престоле Евангелие печатное ветхо, на престоле крест благословенный деревянный, обложен серебром, оклад позолочен. За престолом образ Богородицы, писан на вохре, две пелены-атласная, да кумачная, ветхи, на престоле пелена выбойчатая ветха.
В церкви Деисусы писаны на вохре, в Деисусах образ Спасителя писан на золоте. В алтаре жертвенник, на жертвеннике сосуды белые оловянные, одежда на жертвеннике крашенинная вишневая. Паникадило медное, не велико, ветхое, да кадило медное.

Паникадило XVI век.
Паникадило XVI век.

Ризы кирдячные зеленые, оплечья бархатные, травчатые,-другие ризы полотняные, белые, подризник полотняный,белый, пуговицы медные, патрахель крашенниная.
Да в монастыре другая церковь, не велика , во имя Введения Пресвятой Богородицы, а в церкви царские ворота писаны на вохре. Образ местный-
Введения Пресвятой Богородицы в окладе-оклад, венец и гривна серебряные позолоченные басменные, да чаша медная воду святить.

-3

Да в соборной церкви книги: Евангелие печатное новое, бархат красный травчатый, Апостол печатный, две Триоди-цветная да простая печатная, два Октая, Минея общая, Евангелие Толковое печатное, Трефолой печатный, Псалтирь следованный печатный, Житие Сергея Чудотворца печатное, Ефрем Сирин писаный, два Часословца печатных, Сенадик, Псалтирь новоисправленный, Святцы печатные, Служба воскресная, да два Потребника печатные.
На монастыре колокольня брусеная, на колокольне пять колоколов, большой колокол разбит. На монастыре святые ворота, на воротах Деисусы писаны на вохре. Да под колокольницей в казне ружья, два топора, два сошника, безмен, да вольных весов шесть фунтов.
На монастыре-житница,а в ней по мере хлеба: 4 четверти ржи,(одна четверть-1/4 ведра), да ярицы(яровая рожь)10 четвертей, да ячменя 5 четвертей, овса 3 осмины.
А в монастыре братия:
черный священник Варлаам, да старец Макарий, да старец Лаврентий, да старец Пахомий. А служек в монастыре: Демко Кондратьев, да Ивашка Прибылой. Да служебник в монастыре: Игнашка Иванов, да Силка Лукьянов, да Васька Матвеев. В монастыре две кельи братские, да келья двойня, да хлебная, напротив нее трапезная, меж ними сени, в хлебном-повар Сенька Петухов и посуда всякая деревянная, котел железный, да сковорода железная.
За монастырем коровий дворец, на дворце две кельи и коровник
Кирюшки Афанасьева, 5 коров и бык, 5 телят, да 12 овец.За монастырем же съезжий дворец и на дворце две кельи. За монастырем мельница-колотовка, мелит на монастырский обиход. За тем же Жиздринским монастырем в Брянском уезде в деревне Слободки с деревнями в 19 дворов, крестьянских и бобыльских, да в Мещовском уезде в селе Запрудном с деревнями в 22 двора крестьянских и бобыльских.
В монастыре конюший дворец, а на дворе келья ветха, да конюшне две лошади,одна хромонога, да седло строительное, да два седла служних, да три узды.
Дорогошанской пустыни строитель старец Иринарх руку приложил. Черный поп Варлаам вместо строителя старца Филиппа по его велению руку приложил.
Вот таким мы увидели старый и ветхий Жиздринский монастырь, благодаря старцу Иринарху.
источник: "Известия Калужской ученой комиссии" 1898 года выпуск IV.

Троицк
3157 интересуются