Вы слыхали Шепоты пустыни?
Нет? Когда вечереет, у подножия гор собираются караванщики. Пламя от костров играет на усталых лицах, ярко освещая отдельно стоящие фигуры. И когда полностью спустится на горы синяя ночь, начинают плясать на скалах тени людей и рогатых животных. Острые силуэты гор, освещенные веселым пламенем костра, станут ближе. А дальние скалистые верхушки будет заливать холодный, серебристый, лунный свет. У костра тепло, ведутся разговоры неторопливые и тихие. Давайте послушаем, о чем говорят караванщики? Темы для бесед разные, от простых житейских до разговоров о необычном. И у каждого свой рассказ. Звучат легенды о Волшебном Камне, о воинах Загадочной Шамбалы, о конечной победе добра и о всаднике на красном коне! И как знак свыше, он тут же появляется, становясь заметным на темном фоне палатки, прямо перед нами!
Картина Конь счастья открывает сюиту Майтрейя.
Восточный город, погруженный в дремоту раннего утра. Женщины, несущие поклажу, идут неспешно. Две древние ступы. На одной заметен рельеф с изображением коня. Это Конь счастья- Эрдени Мори. Легенду о нем мы услышали у костра. Караванщики тогда рассказали, что красного коня часто встречали в селениях Тибета и Центральной Азии. И повсюду, где только появлялся Эрдени Мори, несущийся во весь дух с гор, наступало счастье. На спине его неизменно находилось Сокровище Мира- волшебный камень Чинтамани.
Наступит время Шамбалы и тогда от одной из этих ступ начнет излучаться таинственный свет.
Пройдя четыре снеговых перевала, вновь остановились на ночь караваны. На закате солнца заметили они, как на самом краю пустыни, возле камня, молча сидят люди. Камень высокий, на нем лежит тибетская картина. Замерли люди перед ней в глубоком почтении. Лама что-то им тихо объясняет. Это картина - знакомая танка Шамбалы. Пустыни, они не только шептать, они и звонко молчать умеют. Молчание пустыни сокровенно и только усиливает значимость увиденного. Это таинство и воплотилось в картине Знамя грядущего.
Как будто чаша, края которой обрамлены горами и белое пространство над вершинами. Не это ли сияние загадочной Шамбалы, о которой пел лама?
Прошла ещё одна ночь и вновь идут караваны. Долгие пустынные переходы, вокруг нагромождение скал и морозное нагорье. Ссоры людские отступили, стираются все различия и впитывается, вбирается красота гор.
"Твердыни стен"-Ламаюра. Этот монастырь -есть твердыня Бонпо.
Здесь все окаменело и застыло. Как подлинное творение природы выглядит монастырь с его стенами, храмами, ступами, скульптурами. Лишь одинокая фигура странствующего буддийского монаха встретилась на пути в этом мире тишины и спокойствия. Каменные твердыни монастыря надежно хранят заветы древних.
И время здесь бессильно изменить что-либо.
Древние пещерные храмы, это Мощь пещер. Высечены они высоко в горах, в несколько этажей, с отрезанными входами, напоминают брошенные птичьи гнезда. Ещё одна огромная скала, в ней вырубленные молельни над рекой! Фиолетовые горы вдали. Молодые ручейки, сбегают от тающего снега вниз. Веками в древних храмах молятся монахи, посылая благие мысли на помощь людям. Эти неподвижные фигуры стали частью великой тайны. В поисках знаний пытаются путники найти свой путь, однако нет туда дороги непосвященным.
Майтрейя победитель, завершающая из картин. Изображение Майтрейи, светлого будущего, высечено в скале. Две руки к небу подняты, как зов к дальним мирам, а две другие опущены вниз, как благословение земли. Ибо нет во вселенной ни пространства ни времени! Красные всадники- это войско владыки, его вестники, спешащие исполнить его приказы. В алых облаках, на огненном коне мчится под знаменем Шамбалы сам Владыка легендарной страны Ригден -Джапо! Он торопится! Предстоит последняя духовная битва! И с его появлением воцарится на земле покой и благоденствие.
Красный всадник или красный конь воплощение услышанного и увиденного Рерихом во время путешествия. А поводом стала старинная танка «Красный всадник»-подарок Николаю Константиновичу Рериху. На ней всадник на красном коне с красным знаменем неудержимо несётся вперед и трубит в священную раковину. Впереди летят красные птицы. Отлетают от всадника огненные брызги. И ликует собрание великих лам.
👉Сюита Майтрейя (Будда грядущего) была задумана художником в октябре 1925 года во время экспедиции. Прибыв в Хотан, он написал серию из семи полотен. Эти картины художник в 1926 году передал в Москву в дар советскому правительству. На выставку "Н.Рерих" картины приехали из Нижегородского государственного художественного музея , куда попали по завещанию М.Горького.
👉Древний город Хотан- торговый центр шелкового пути. Город стал на пути экспедиции серьезным препятствием. Местные власти задержали караван без объяснимых причин и повода. Четыре месяца запрета лишили возможности вести экспедиционную работу. Однако, это не помешало Николаю Константиновичу создать одну из лучших его сюит, выразив, таким образом, восхищение необычной природой и древними цивилизациями Востока.
👉Чинтамани –древнейшее представление Индии о счастье.
Санскритское двусоставное слово Чинтамани буквально значит "драгоценный камень мысли". Чинтамани — это огненный кристалл высочайшей духовной мысли.Чинтамани может светиться, испускать искры и пламя, менять свой вес, предсказывать события, а его обладателю дарить особую силу и выносливость.
👉Одно из многочисленных и огромных изображений Майтрейи высечено на скале близ Маульбека. Мне понравилась запись в дневнике Н.К. Рериха: "вы привыкнете к этим романтическим памятникам и постройкам, взлетевшим, как орлы, на безводные вершины".
👉Танка-тибетская буддийская живопись на шёлке. Создавалась по строгим законом иконографии.
👉Бонпо – древняя добуддийская религия.
Статья написана по материалам выставки «Н.Рерих», проходившей в Третьяковской галерее и по личным впечатлением от посещения выставки.
Спасибо за прочтение, за ваши комментарии, за лайки! Не забывайте, обратная связь важна для автора.