Фильм, входящий в десятку моих любимых вестернов. Как же о нем не поговорить? Хотя еще лучше просто посмотреть.
Все революции, и успешные, и неудачные, заканчиваются одинаково - расправой над проигравшими.(с) Мысль, посетившая меня после просмотра «За пригоршню динамита». Фильм снят Серджио Леоне уже после его иствудовской классики. Но в чем-то ее даже обходит. И вообще вещь довольно известная. Давайте вспомним.
Итак, «За пригоршню динамита», он же «С динамитом в кулаке», возможно, кое-где известен как «Ложись, придурок». Хоть его и, например, «Золотую пулю» (эх, тоже надо бы вспомнить) снимали разные ребята, но вещи на удивление схожи. Но Серджио Леоне есть Серджио Леоне, его особенности, конечно, чувствуются.
Эпоха мексиканской революции и гражданской войны 1910-1917 годов, идущая как фон, как основа для декораций. На пыльных тропинках бандитских дорог сходятся два характера, два персонажа.
Это практически классика хорошего вестерноподобного фильма – крепкие загадочные парни. В фильме может быть сколько угодно стрельбы, но если нет поединка характеров, то смотреть будет не на что. Здесь он, поединок, точно есть.
Простой мексиканский крестьянин-бандит Хуан (Род Стайгер – Наполеон из «Ватерлоо» Бондарчука) и ирландский революционер Джон (Джеймс Коберн – блестящий актер, сыгравший в куче вестернов).
Первый верховодит патриархальной шайкой, грабящей дилижансы, но мечтающей о большем – например, ограбить банк. Второй слоняется в одиночестве и виртуозно управляется с динамитом.
Первая часть фильма держится на противостоянии Хуана и Джона. Бандит мечтает заполучить в свою шайку такого классного подрывника, а второй некоторое время остается для зрителя загадкой. То ли и вправду идейный революционер, то ли и сам бандит определенного калибра – непонятно. Вплоть до развязки этой части с налетом на банк.
Промежуточная концовочка относительно неожиданная. Кстати, любой другой фильм на том мог бы и завершиться, но только не этот. Здесь история взаимоотношений Хуана и Джона развивается дальше. Боевые действия тоже наращивают масштаб - в стране-то идет война.
Вместе с масштабом нарастает и напряжение, драматизм, растет количество смертей, убийств, увеличивается количество умных мыслей на квадратный дюймо-килограмм экрана.
Мыслей здесь действительно много. Революционный идеализм Джона не выдерживает столкновения с простецким крестьянским подходом Хуана, способного изложить двумя фразами весь смысл революции. После этого объяснения толстенная книга Бакунина просто летит в грязь.
«Что такое революция? Не говори мне о революции! Я все знаю о революции! И с чего она начинаются. Сперва, кто-то читает книги и приходит к тем, кто их не читает – к бедным и говорит: «Пора изменить жизнь...» А потом эти читатели садятся вокруг полированного стола и говорят, говорят... Что им нужно то, им нужно это... А что с бедными? Они мертвые! …Это и есть твоя революция.»
Хуан вроде бы прост как бильярдный шар, но в итоге именно его подход к жизни оказывается более надежным. Бедные действительно умирают. Пачками. Толпами. И надо это учитывать, если хочешь жить.
Если бы предоставили выбирать зрителю, кого из героев в конце оставить живым, то... а черт его знает, за кого бы проголосовали. Обоих безумно жаль.
Даже если не знать, кто снял «За пригоршню динамита», можно смело определить - Леоне. Здесь есть все его фирменные штучки. Масса крупных планов, долгий взгляд, взятые в полный экран глаза, харизматичные персонажи.
Наконец, музыка Эннио Морриконе! Ей-богу, без нее от фильма осталось бы не так уж и много. Она сильно дополняет именно те моменты, которые без нее просто провисли бы, убили сюжет, а с ней напротив – добавляют фильму смысла, чувства, настроения.
Куча боевых сцен, перестрелок. Пусть не очень достоверных, пахнущих больше эпатажем, чем реализмом, но они такие классные!
Фильм по-леоновски одновременно и глубок, и легок. Тут и драма, и комедия, слезы и смех. Не оторваться. Как это ему удавалось?
10 из 10
----------------
Все обзоры вестернов на канале: