46,3K подписчиков

Частная компания из России провела огневые испытания двигателя. Что смешного?

5K прочитали

Как известно, для частного космоса нужно всего две вещи - деньги и технологии. Иногда, когда технологий нет, можно обойтись только деньгами. Россия же страна парадоксов. У нас есть деньги, их много. У нас есть технологии - недаром мы когда-то были первыми в космосе.

Но идут годы, в США частные компании не просто развиваются, но и вытесняют даже NASA, в Китае на их долю приходится треть всей космической программы, а в Индии развитие частного космоса является незыблемым приоритетом правительства уже несколько лет. Что же происходит в России?

У нас частная компания Space Energy анонсирует немыслимую новость:

"Пройдены огневые стендовые испытания камеры сгорания ракетного двигателя «SE-1»."

Ранее камеру сгорания собственного двигателя РД-1 уже испытывали в SR Rockets, и тогда речь шла о довольно серьезной разработке, а прожиг прошел на базе Центрального института авиационного моторостроения имени П.И. Баранова (ЦИАМ). Сколько это могло стоить, мы можем только гадать.

А здесь частная ракетно-космическая компания с Камчатки вот так вот с ходу проводит испытания камеры сгорания. А вишенкой на торте выступает топливная пара метан-кислород. Прорыв, рывок, вставание с колен - такие первые мысли. А потом мы смотрим на фото.

Начнём с локации. Испытания камеры сгорания двигателя с ожидаемой тягой в 3 тонны проходят… в чистом поле. Попробую прояснить своё удивление. В теории в чистом поле можно испытать твердотопливный ракетный двигатель, но на практике так делают редко, уж слишком велик что-то при этом повредить.

А это ракетный двигатель 5Д67
А это ракетный двигатель 5Д67

Что касается жидкостных ракетных двигателей, то они весьма коварны и потребляют много килограмм ракетного топлива и окислителя в секунду. Именно поэтому испытательные стенды для таких агрегатов - это одна из самых дорогих вещей в космонавтике. Здесь же прожиг "в чистом поле". Красиво, но неужели все было так просто?

Идем дальше. А компоненты топливной пары - криогеника (метан и кислород). Что значит? К примеру, криогенен тот же кислород, поэтому патрубки и трубопроводы, где проходит криогеника, покрываются коркой льда. Физика, её не обманешь. Но на фото великолепные и чистые патрубки. Видимо тут некая секретная технология.

Что ещё? Если мы присмотримся к камере сгорания "уникального криогенного двигателя SE-1", то увидим, что она имеет чрезвычайное сходство с камерой двигателя 5Д67, который используется на старой советской зенитке С-200. Разумеется мы не утверждаем, что это именно она, но как похожа....

Ведь 5Д67 это распространённый агрегат в качестве учебного пособия и живет он на многих кафедрах, где готовят двигателистов, а некоторые экземпляры даже были в открытой продаже в 2020-м году.

Ракетный двигатель 5Д67. Если нет разницы, зачем платить больше?
Ракетный двигатель 5Д67. Если нет разницы, зачем платить больше?

Другое дело, что работать на топливной паре метан-кислород он станет едва ли, уж слишком велики различия.

Кстати, обратите внимание и на описание. Компания пишет, что в конструкции используются жаропрочные ниобиевые сплавы, но вот беда, стоят подобные материалы целое состояние и мало кто в России умеет серьезно с ними работать. Видимо у них получилось и это.

Пожалуй, все эти вопросы разлетелись бы как листья на ветру, если бы видео самого прожига было загружено в сеть, однако в этом и кроется главный ньюанс -

"Из-за недостаточного крепления штатива камеры удалось частично записать прожиг." - пишет компания.

Частично- это несколько фото. Подвел штатив и кина не будет.

Что можно сказать по итогу? Частной космонавтике в России быть. Это процесс неизбежный если космонавтика в РФ сохранится как таковая. Есть в России и вполне достойные компании. Другое дело, что частная космонавтика должны быть не только частной, но и честной и вот над этим нам предстоит поработать.