Найти в Дзене
Sputnik Армения

Проект властей не сработал: почему скотобойни в Армении простаивают без работы

© Sputnik / Илья Питалев
© Sputnik / Илья Питалев

В том, что широко разрекламированное властями Армении внедрение правила забоя скота исключительно на бойнях так и не состоялось, нет вины ни сельчан-животноводов, ни самих скотобоен. Такую точку зрения в беседе со Sputnik Армения выразил владелец скотобойни, действующей в общине Маралик Ширакской области Грайр Акопян.

9 апреля в точках продажи мяса в Гюмри были проведены проверки, что вызвало недовольство мясников. На устранение выявленных недочетов им дали неделю.

Акопян рассказал, что перед тем, как открыть бойню, он изучил рынок и выяснил, что в каждом селе Ширакской области, в среднем, еженедельно забивают 8-9 голов крупного рогатого скота. На основании этого расчета и была открыта скотобойня в рамках программы господдержки.

Но потенциальные клиенты не торопились обращаться к услугам скотобойни при забое принадлежащего им скота. Акопяну даже пришлось распустить своих сотрудников по домам. При этом он готов снова их вызвать на работу и открыть скотобойню, если появятся клиенты.

"Мы готовы снова открыться. Надо только на кнопку нажать, и все заработает, с соблюдением всех нормативов", - уверяет Акопян.

Вместе с тем он не винит сельчан, понимая их проблемы.

"Фермер вынужден возить скот на расстояние 30-50 км, да еще и платить 5-10 тысяч драмов за забой. Они правы, когда говорят, что им не остается никакого дохода после этого", - говорит наш собеседник.

По словам Акопяна, даже ужесточение закона не изменило ситуацию на мясном рынке.

Он даже разработал и представил правительству план решения проблемы, предложив создать по одной небольшой бойне в каждом селе, со всеми санитарными нормами и самообслуживанием.

"Сегодня в Армении очень популярны пункты мойки автомобилей по принципу "помой сам". Я предлагаю в каждом селе открыть такую бойню по принципу "забей сам" и объявить, что тот, кто хочет забивать свой скот самостоятельно, пусть проходит 3-месячные курсы и получает лицензию забойщика. Сейчас техника настолько развита – устанавливаешь камеру и контролируешь. Обязательным условием является наличие санитарного врача в каждом селе, который будет присутствовать на бойне во время забоя", - говорит Акопян.

Он убежден, что этот вариант полноценно работал бы в армянских регионах, и сельчане охотно воспользовались бы этой возможностью – забивали бы свой скот у себя, не думая о том, как бы перевезти корову за десятки километров или как обойти закон.

Кроме того, не все владельцы скота производят забой самостоятельно, отметил Акопян. В каждом селе, по его словам, есть 2-3 забойщика, которых при необходимости нанимают. Согласно его предложению, эти опытные забойщики также могут пройти обучение и получить лицензию для работы на сельской скотобойне.

Однако из правительства предпринимателю ответили, что по регламентам ЕАЭС такой вариант не предусмотрен.

В Инспекционном органе продовольственной безопасности знают о предложении Акопяна, но говорят, что оно вне их компетенции: новое регулирование зависит от решения правительства.

По поводу запрета на продажу мяса не из скотобоен, начальница отдела информирования, консультаций и работы с общественностью ИОПБ Ануш Арутюнян подчеркнула, что инспекционный орган осуществляет контроль в рамках полномочий, предусмотренных законом.

"Мясо животных, забитых вне скотобоен, выявленное нами в торговой сети, не может продаваться и подлежит конфискации. А то, что фермер не может транспортировать скот, а бойни простаивают - уже вне компетенции Инспекционного органа", - подчеркнула Арутюнян.

По ее словам, это деловые отношения, которые стороны должны урегулировать сами.

"Если скотобойня не работает, то это проблема скотобойни - она должна уметь формировать бизнес-отношения, предоставлять услуги по перевозке скота, организовывать убой, содействовать доставке этого мяса в сеть реализации. Если скотобойня будет сидеть и ждать, кто к ним приедет, ситуация у нас не изменится: люди будут продолжать забой скота у себя на дворе и продавать это мясо. Наша задача - осуществлять контроль и не допускать нарушения установленных законом норм", -сказала Арутюнян.

Отметим, что по состоянию на январь 2024 года, в Армении насчитывается 101 бойня, 2 из которых находятся в Ширакской области. В ИОПБ уверены, что этого количества скотобоен достаточно для удовлетворения спроса в республике.

С 6 декабря 2023 года в Армении вступил в силу закон, устанавливающий обязательное требование забоя скота на бойнях, согласно которому в стране запрещается реализация любого сырья и продуктов животного происхождения, полученных в результате забоя скота вне скотобойни. А мясо, продаваемое на рынке без соответствующего сертификата, должно быть изъято и уничтожено.

Нелли Даниелян, Sputnik Армения