Театр одного зрителя. И этот зритель…

Яндекс. Картинки.
Яндекс. Картинки.

Как известно, слово «театр» – греческого происхождения. Оно означало место для зрелища, да и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, в незапамятные времена, и в основе его лежали древние обряды и религиозные праздники в честь бога Диониса, связанные с умиранием и весенним возрождением природы. И самым старым театром в Афинах считается Театр Диониса.

Перейдя в разряд искусства, театр не утратил своего божественного предназначения. Он являлся местом культового поклонения, просвещения и воспитания народа. Трагедии Эсхила, Софокла и Еврипида, комедии Аристофана не только развлекали зрителей, но и поднимали вопросы социального, политического и нравственного характера. Конечно, театр не мог быть единственной и безоговорочной школой жизни, и всё-таки роль театральных представлений в древнем мире, так же, как и роль олимпийских игр, трудно переоценить.

В древнегреческом театре, как и в европейском театре времён Шекспира, женские роли исполнялись мужчинами. Один и тот же актёр на протяжении пьесы играл несколько ролей. Поскольку в античном спектакле было принято музыкальное сопровождение, от актёра требовалось не только хорошо читать стихи, но и петь и танцевать. Греческие актёры носили на лице маски, менявшиеся в различных ролях и даже на протяжении исполнения одной роли, если в состоянии изображаемого персонажа происходили резкие перемены. Разные маски одного и того же персонажа могли изображать радость, гнев, отчаяние.

Античный театр чаще всего был огромным сооружением. Например, в Афинском Театре Диониса размещалось 17 тысяч человек. Но и это ещё не предел. В более поздние времена, получившие название эллинизма, в Мегалополе (город в Пелопоннесе) было построено театральное сооружение, которое вмещало в себя 40 тысяч зрителей. Такие сооружения можно было создавать только при поддержке государства. Организацию театральных спектаклей на себя также брало государство в лице высоких должностных лиц – архонтов.

В Древнем Риме, в эпоху императоров, театр получил новое назначение. Теперь он превратился в отвлекающее политическое средство – театр должен был, прежде всего, развлекать, увлекать зрелищностью. Трагедии ушли из театра, на их место пришли мимические спектакли, танцевальные и цирковые представления, гладиаторские бои. Для боёв гладиаторов строились огромные арены, например, знаменитый Колизей, вмещавший в себя уже 50 тысяч зрителей. Здесь проводились состязания колесниц, сцены массовой охоты на диких зверей, многотысячные сражения. Историки пишут, что на аренах амфитеатров устраивались даже инсценировки больших морских сражений, но это уже из области явной фантастики.

Когда читаешь об античном театре, возникает ощущение, что описывается не театр далёкого прошлого, а театр отдалённого будущего. Никогда в истории человечества не было потом таких грандиозных театральных сооружений. Даже в двадцатом веке крупнейшие массовые зрелища разыгрывались в основном на улицах и площадях, позднее на стадионах. Но это уже совсем другая история, как любит говорить популярный телеведущий одной из криминальных программ.

В отличие от римского Колизея и современных массовых постановок, древний греческий театр поражает другим: на скамьях собираются десятки тысяч зрителей, а на сцене всего один актёр, которому помогает хор из 12 человек. И этот актёр часами читает стихи, разыгрывает мифические истории, и огромная аудитория, затаив дыхание, слушает его распевное чтение. Только Эсхил ввел в действие второго актёра, тем самым создавая на сцене возможность для драматического конфликта. У Софокла появляется третий актёр, увеличиваются диалоги, больше внимания уделяется раскрытию человеческой личности.

В наше время существуют театры одного актёра, но, как правило, зрительская аудитория у них небольшая. Известные артисты, по два-три человека, ездят по городам и весям с антрепризами, собирая полные залы. Но чтобы их посмотрело 17 или 40 тысяч человек, для этого им нужно хорошо поработать. В своё время поэты-шестидесятники Евгений Евтушенко, Андрей Вознесенский, Роберт Рождественский собирали на свои выступления стадионы, а Владимир Высоцкий являл яркий пример театра одного актёра, который может часами держать в напряжении тысячи зрителей, но эти примеры всё-таки из другого времени и другой обстановки.

Древний мир преподнёс нам немало загадок и чудес, которые подвергаются большому сомнению сторонниками альтернативной истории. Тут и необычные технические сооружения Архимеда, которые никто не смог воспроизвести в будущем. Тут и стотысячные армии, сталкивающиеся на полях сражений, и грандиозные морские бои с участием сотен кораблей, и боевые колесницы с деревянными колёсами на деревянных осях, мчащиеся по бездорожью и многое другое. Но для меня чудом из чудес является античный театр, где десятки тысяч зрителей зачарованно смотрят «Прометея» Эсхила, «Антигону» и «Царя Эдипа» Софокла, «Медею» Еврипида. Кто эти люди? Неграмотные пастухи и земледельцы, матросы с Пирейского порта, торговцы мелким товаром, камнетёсы и рабочие с верфей. Откуда такая невероятная тяга к искусству, которое даже в наше время всё-таки является камерным?

Весь мир – театр, а люди в нем – актёры. Но кто же в таком случае является зрителем? Наверное, Господь. Только Его взору подвластно всё грандиозное зрелище, которое на протяжении многих тысячелетий разыгрывает человечество. Есть ли у этого зрелища драматургия, или всё держится на импровизации? Кто бросил в мир все эти бесчисленные сюжеты, кровавые драмы, загадочные истории? Много в мире существует театров, но что мы знаем о театре одного зрителя, где сами играем свои маленькие роли, с тоской поглядывая на ружьё на стене, которое обязательно должно выстрелить в конце пятого акта.