Таинства Православной Церкви – одна из значимых составляющих церковного обряда. Таинствами называют священнодействия, посредством которых человек встречается с Богом. Под Таинством понимается сакральное действие, результатом которого на человека снисходит божественный Дар, благодать Божья. Через Таинства Бог спасает человека и его душу. Через Таинства человек как бы обретает покровительство Божье, Его защиту и получает право на божественную помощь в делах.
В Евангелиях сказано, что Бог есть Свет; таким образом, через Таинства снисходит от Бога Свет и земное становится чистым, наполняясь божественным Светом.
Таинства помогают верующему приблизиться к Царствию Небесному, они освящают жизнь человека.
В Церкви существует семь Таинств:
- Таинство Крещения;
- Таинство Миропомазания;
- Таинство Покаяния;
- Таинство Евхаристии;
- Таинство Елеосвящения;
- Таинство Брака;
- Таинство Священства.
***
1. Таинство Крещения
Обряд Крещения – это, по сути, посвящение в ряды Церкви. Если ты некрещенный, ты не являешься христианином, православным, католиком и т.д. Обряд Крещения обычно многие люди проходят в детстве, и никто из родителей – особенно те, кто не является истинно верующим - не задумываются о том, что вырастая, ребенок может не захотеть быть в этой религии. Просто идут в церковь и крестят младенца, потому что «так надо». А в верующих семьях ты обязан принадлежать религии до конца своих дней. И если уж ты прошел обряд крещения, это с тобой на всю жизнь, раскреститься «официально» в церкви нельзя.
Духовным смыслом Крещения священники называют обретение божественной благодати, во время обряда спускающейся от Бога и делающей человека способного к Богопознанию.
Крещение также является древним средством смыть свои грехи, особенно первородный грех, идущий от греховной пары Адама и Евы.
И спастись, спасти душу свою без крещения невозможно, так считает Церковь.
Но вот только сколько бед натворили в мире крещеные христиане? Как им помог этот обряд? Сколько было сделано зла во имя Бога людям за всё время существования христианства? Вряд ли эти люди обрядом крещения когда-то очистили свой ум и характер от скверны и желания творить зло. И точно умнее и добрее не стали.
Согласно Евангелию, об обряде крещения знали еще до появления христианства: Иисус еще до своего распятия принял крещение от Иоанна Крестителя. Это событие не прошло без чудес и ознаменовалось гласом Бога с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Моё благоволение». (Мф. 3, 13-17).
2. Таинство Причащения, или Евхаристии
Через это Таинство человек становится единым с Богом. Вкушая символическую «плоть и кровь» Христа, где вино олицетворяет кровь, а хлеб – плоть, человеку становится доступен дар Обожения. Таинство появилось на основе евангельского сюжета о Тайной Вечере, где Иисус «взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Моё. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из неё все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф, 26, 26-28)
В Евангелии от Иоанна написано: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную. Я есмь хлеб жизни. … Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую я отдам за жизнь мира. … Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо плоть Моя истинно есть пища, и кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь пребывает во Мне, и Я в нем».
Таким образом, верующий под видом хлеба и вина вкушает тело и кровь Христа. Это должно гарантировать верующему человеку вечную жизнь в Царстве Небесном.
3. Таинство Миропомазания
Это Таинство совершается с помощью святого миро: делается оно из растительных масел с добавками трав, благовоний. Миро наносится на человека в определенных местах. Это означает «печать Дара Духа Святого». Этим действием человек получает посвящение быть храмом Божиим, в котором находится Дух Божий.
Православный катехизис объясняет Таинство Миропомазания как действие, через которое человеку подаются дары Святого Духа. Через Миропомазание человек получает благодатные силы для духовной жизни, и благодатный свет.
Миром помазываются: лоб – освящается ум и мысли; грудь – освящение сердца и желаний; глаза, рот и уши – освящаются чувства; руки и ноги – освящение дел.
4. Таинство Елеосвящения
Это Таинство сходно с предыдущим. По-другому оно называется соборование. Это Таинство проводится для больных людей и находящихся при смерти. Этим Таинством на человека призывается благодать Божия для исцеления и благословения.
5. Таинство Брака
Это Таинство призывает на супругов благодать Божию, которая освящает семейный союз, благословляет на рождение детей.
6. Таинство Покаяния
Через Таинство Покаяния и священника Бог отпускает грехи человеку, дарует помилование, оправдывает. Еще это Таинство называют исповедью. Каждый христианин через священника должен исповедоваться Богу о своих грехах и преступлениях.
7. Таинство Священства
Это Таинство доступно только для тех, кто решил стать священником, пастырем, духовным наставником для верующих. После подготовки и обучения мужчина-христианин может попробовать стать священником. Если высшее духовенство одобрит его кандидатуру, над ним проводится таинство рукоположения в сан священника.
Митрополит Макарий (Булгаков) писал:
«Таинства не суть только знаки божественных обетований для возбуждения веры в людях, не суть простые обряды, отличающие Христиан от не-христиан, не суть одни символы духовной жизни и тому подобное, как мудрствуют неправомыслящие; а суть священнодействия, которые под видимым каким-либо образом действительно сообщают верующим невидимую благодать Божию, – суть «орудия, которые необходимо действуют благодатию на приступающих к оным»».
«Таинство ясно напоминает нам, с одной стороны, наше грехопадение и нравственную немощь восстать и исправиться собственными силами, а с другой – наше возрождение, обновление, освящение благодатью Божьей».
***
Автор Светлана Гамова, религиовед