— (1)Кто ты?
— (2)Человек.
— (3)Какой человек? (4)Чем отличаешься от других?
— (5)Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный.
(6)Каждый из нас особенный от всех других людей человек: мужчина, женщина, старик, мальчик, девочка; и в каждом из нас, особенном человеке, живёт во всех одно и то же во всех духовное существо, так что каждый из нас вместе и Иван, и Наталья, и одно и то же во всех духовное существо. (Чем интересен/необычен подход Л. Толстого к понятию «человек»? Обрати внимание ещё на предложения 25-27.)
(7)И когда мы говорим: я хочу, то иногда это значит то, что хочет этого Иван или Наталья, — иногда же то, что хочет этого то духовное существо, которое во всех одно. (8)Так что бывает так, что Иван или Наталья хочет чего-нибудь одного, а духовное существо, которое живёт в них, не хочет этого, а хочет совсем другого. Какую мысль помогает передать антитеза – противопоставление духовных и материальных потребностей человека?)
(9)Кто-то подходит к двери. (10)Я спрашиваю: «Кто там?» (11)Отвечают: «Я». — (12)«Кто я?» — (13)«Да я», — отвечает тот, кто пришёл. (14)А пришёл крестьянский мальчик. (15)Он удивляется тому, что можно спрашивать о том, кто это я. (16)Он удивляется потому, что чувствует в себе то единое духовное существо, которое одно во всех, и потому удивляется тому, что можно спрашивать о том, что должно быть известно всякому.
(17)Говорить, что то, что мы называем собою, есть только тело, что и мой разум, и моя душа, и моя любовь — всё только от тела, — говорить так всё равно, что говорить, что то, что мы называем нашим телом, есть только та пища, которой питается тело. (18)Правда, что тело моё — это только переделанная телом пища и что без пищи не было бы тела, но тело моё не пища. (19)Пища — это то, что нужно для жизни тела, но не тело. (Обрати внимание на лексические повторы. Как ты думаешь, почему Л. Толстой не подбирает синонимы, не заменяет повторы местоимением или не опускает их? Не показалось ли тебе рассуждение за счет повторов перегруженным? Или таким образом писатель попытался приблизить свои рассуждения к научно-популярным статьям, в которых термины не могут быть заменены синонимами?)
(20)То же и про душу. (21)Правда, что без моего тела не было бы того, что я называю душой, но всё-таки душа моя не тело.(22)Тело только нужно для души, но тело не душа. (23)Не было бы души, я бы и не знал, что такое моё тело.
(24)Начало жизни не в теле, а в душе. (Как ты понимаешь это утверждение? Почему писатель выносит эту мысль в отдельный абзац?)
(25)В каждом человеке живут два человека: один слепой, телесный, а другой зрячий, духовный. (26)Один — слепой человек — ест, пьёт, работает, отдыхает, плодится и делает всё это, как заведённые часы. (27)Другой — зрячий, духовный человек — сам ничего не делает, а только одобряет или не одобряет то, что делает слепой, животный человек. (С какой целью здесь использована антитеза?)
(28)Зрячую, духовную часть человека называют совестью. (29)Эта духовная часть человека, совесть, действует так же, как стрелка компаса. (30)Стрелка компаса двигается с места только тогда, когда тот, кто несёт её, сходит с того пути, который она показывает. (31)То же и с совестью: она молчит, пока человек делает то, что должно. (32)Но стоит человеку сойти с настоящего пути, и совесть показывает человеку, куда и насколько он сбился. (В чем смысл сравнения совести с компасом?)
(33)Когда мы слышим про то, что человек сделал что-нибудь дурное, мы говорим: совести у него нет.
(34)Что же такое совесть?
(35)Совесть — это голос того единого духовного существа, которое живёт во всех.
(36)Совесть — это сознание того духовного существа, которое живёт во всех людях. (С какой целью автор использует синтаксический параллелизм?) (37)И только тогда, когда она такое сознание, она верный руководитель жизни людей. (38)А то часто люди считают за совесть не сознание этого духовного существа, а то, что считается хорошим или дурным теми людьми, с которыми они живут.
(39)Голос страстей может быть громче голоса совести, но голос страстей совсем другой, чем тот спокойный и упорный голос, которым говорит совесть. (40)И как ни громко кричат страсти, они всё-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести. (41)Голосом этим говорит то вечное, что живёт в человеке. (Какое средство художественной выразительности помогает автору раскрыть суть понятия?)
(42)Философ И. Кант говорил, что две вещи больше всего удивляют его. (43)Одно — это звёзды на небе, а другое — это закон добра в душе человека. (С какой целью Л.Толстой приводит мысль Канта, к тому же подчеркивает, что Кант – философ?)
(44)Истинное доброе в тебе самом, в твоей душе! (По Л. Н. Толстому*)
* Лев Николаевич Толстой (1828—1910) — всемирно известный русский писатель, мыслитель и просветитель.
1. Определи микротемы, объединив некоторые абзацы
1) 1-16. Размышления о том, что такое «человек», что значит «я».
2) 17-26. Размышления о том, что такое душа и тело.
3) 27-44. Размышление о том, что такое совесть
Эти микротемы и составляют проблемы текста.
1). Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2). Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3). Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4). Что такое совесть?
2. Подумай, сможешь ли по КАЖДОЙ проблеме привести из текста ДВА разных примера. Какая проблема в этом плане будет «оптимальной»? Скорее всего, первая, потому что можно рассуждать о том, что каждый человек сам для себя определят, что он есть такое (его «я»), но у каждого из нас есть и душа, и тело (посмотреть, какое значение вкладывал в эти понятия Л. Толстой), и у каждого из нас в той или иной степени сформировано представление о совести. НЕ забудь прокомментировать каждый пример, вопросы и замечания в скобках после предложений могут помочь правильно оформить анализ). Не забудь проанализировать связь между примерами.
Формулируя проблему текста и комментируя примеры, не забывай указывать инициалы автора, поскольку русская литература славится родом Толстых: Алексей Константинович – поэт, Алексей Николаевич – писатель, автор Буратино.
3. Авторская позиция
4. Вырази свое согласие/несогласие. Подбери доказательство, проиллюстрируй аго собственным примером.
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Совесть – один из главных критериев ЧЕЛОВЕКА, ЛИЧНОСТИ в романе.
Можно вспомнить два эпизода, которые произошли приблизительно в одно время. Князь Андрей призывает к порядку шута Жеркова, который глумится над проигравшими накануне австрийскими генералами. Честь офицера и совесть человека не позволяют князю Болконскому промолчать, остаться в стороне.
«Мы — или офицеры, которые служим своему царю и отечеству и радуемся общему успеху и печалимся об общей неудаче, или мы лакеи, которым дела нет до господского дела».
Инцидент с деньгами произошёл в эскадроне, где служил Николай Ростов. Телянин украл кошелек, но виноватым в ситуации сделали Ростова. Даже когда стала известна правда, чтобы не бросать тень на весь полк, герою «порекомендовали» обо всем забыть. И Ростов вынужден был пойти на сделку с совестью. Не это ли и стало той отправной точкой, после которой герой постепенно меняется, перестает духовно расти?
В.П. Астафьев «Конь с розовой гривой»
Хороший урок, что такое совесть, преподает герою бабушка, которая, несмотря на обман внука, привозит ему обещанный пряник в виде коня с розовой гривой.
М. Чванов «Четверо наедине с горами»
Когда Второй осознал, ЧТО именно он совершил (спасая свою жизнь, обрезал веревку, который были соединены напарники-альпинисты), под влиянием совести, мучаясь чувством вины, он берет на себя ответственность, выводит заблудившихся друзей из снежного плена, поддерживая каждого, оказывая физическую помощь. Но он явно так и не сможет простить себя, даже после того, как все четверо осознают, что смогли вернуться только благодаря Второму.