Найти в Дзене
Царь-Пушка

Летчик, вернувшийся из плена: "Катапультировался прямо в окопы"

Оглавление

Русский летчик Андрей, побывавший в плену рассказал в интервью каналу AVIADOZOR о том, как попал в частную военную компанию, о бортах, на которых летал, о том, как жилось в плену у "небратьев" и сколько пробыл в нашем "отстойнике".

Автор Telegram-канал AVIADOZOR  побеседовал с летчиком, работавшим на Wagner  и на юге, и в зоне спецоперации. Скриншот с канала AVIADOZOR . t.me/AVIADOZOR
Автор Telegram-канал AVIADOZOR побеседовал с летчиком, работавшим на Wagner и на юге, и в зоне спецоперации. Скриншот с канала AVIADOZOR . t.me/AVIADOZOR

Автор телеграм-канала AVIADOZOR взял большое интервью у летчика Андрея, служившего в частной военной компании, названной в честь известного немецкого композитора, жившего и творившего в 19 веке. Видеоверсию интервью можно посмотреть здесь, а мы собрали для вас главное из этой крайне занимательной беседы.

Как Андрей в "музыканты" попал

Из армии уволен в 2015 году. Был военным пенсионером, переучился на гражданскую профессию. Занимался компьютерами. Проблем не испытывал. Квартира есть, дети растут. В новостях про Wagner читал, но думал, что это иностранная компания. И в разговоре с товарищем прозвучала фраза: "Есть возможность полетать". Я ему говорю: "Да ты чё? Здоровья нет, да и из армии я списан. Сказали, что никогда за штурвал боевого самолета мне не сесть". Он отвечает: "Здоровье не интересует, важно, чтобы опыт и желание были". Я говорю: "Да не может быть". Мне дали контакты, я составил резюме, уточнив, что есть проблемы с ногой, но кататься на лыжах и мотоцикле это не мешало. Отправил, через пару дней мою кандидатуру одобрили.

На Миг 29 Андрею до первой командировки летать не приходилось© MOD Russia / Globallookpress.com
На Миг 29 Андрею до первой командировки летать не приходилось© MOD Russia / Globallookpress.com

Мечта полетать у меня оставалась. Через некоторое время мне пишут: "Готовы работать там-то?". Согласился, приехал в Москву на точку сбора. Объяснили нам, что и как будет, познакомились с людьми и старшим товарищем. Поговорил с ним, как летчик. Он сообщил, что был в той стране, куда нас направляют, рассказал, какие допуски были, какой налет. Выяснилось, что летать надо будет на МиГ-29. Не летал в армии на таком.

В армии будущему "музыканту" довелось летать на "сушке". © MOD Russia /  Globallookpress.com
В армии будущему "музыканту" довелось летать на "сушке". © MOD Russia / Globallookpress.com

Пока добирались до будущего места полетов, почитал, полистал книги. Чем-то этот самолет похож на Су-27, на котором в армии я летал. Проблем с переучиванием теории не было. За неделю освоил технику, посидел в кабине. Спасибо армии, что научила, как готовиться к полетам. Там (у "музыкантов". – Прим.авт.) такого нет.

О первой командировке

Длилась она три месяца. Был у нас лагерь. Хорошо подготовленный, замечательный. Довольно много и часто летали. Самолеты старенькие, но спасибо техсоставу, качественного готовившему борты к вылетам. Проблем и "отказов" не было. Все было сделано по армейским канонам. Персонал, обслуживавший технику, был из структур авиационных. Все прошли через Министерство обороны в свое время.

Откуда у ЧВК самолеты

Вопрос трудный. Те страны, которые звали ЧВК официально, с ними заключались контракты. Как например, сейчас работают в Мали или ЦАР. Там есть техника. Чья она, трудно сказать.

Сколько платят пилотам

Была единовременная выплата за месяц. Можно было получить деньги потом по приезду (видимо, по приезду в Россию. – Прим.авт.). Либо можно было сделать так, чтобы семья за тебя получала. Либо можно было сделать так, чтобы семья получала, но только часть этих средств. Каждый решал сам, как ему удобнее.

- Платили наличкой?

Звонили, говорили, куда подъехать, и человек мог подъехать и забрать деньги. Пилоты получали по 400 тысяч. Остальные – меньше, меньше и меньше.

- Были бонусы?

- За сбитый самолет, подбитый танк. Думаю, что так и было, но я в боевых действиях не поучаствовал. Столкновений во время моей командировки не было.

О 24 феврале 2022

Был в командировке на юге. О случившемся узнал по ТВ, российские каналы там ловит. Для нас это было новостью, никто такого не ожидал ничего подобного. К тому моменту вопросов об использовании авиации не возникало, поэтому мы находились в командировке и ожидали смены.

- Вы в Россию вернулись после планового завершения командировки или вас срочно вызвали?

- К тому времени уже возникли проблемы с перемещением. Много авиационных маршрутов поменялось. Турция небо закрыла. Были проблемы с перемещением и командировка затянулась.

Перед тем, как смена произошла, мне предложили поучаствовать в СВО. Согласился. Три дня после командировке в Москве пробыл и поехал. Прибыл на аэродром в Миллерово. Показали мне, где есть, где спать, какие самолеты. Рассказали, к чему готовиться. Спросили: "Готов?". Ответил: "Да!"

Как велась документация в ЧВК

Документы по налету вели, но вели, скорее, не для летчика, а для того, чтобы учитывать, сколько керосина потрачено. Заполняли обычный файл в "Икселе" (Excel. - Прим.авт.) , что налет вот такой-то. Это правильно: отчетность должна быть. Это коммерческая организация. Деньги там (в ЧВК. – Прим.авт.) умеют считать. В дальних командировках, где Компанию нанимает какое-то государство, оно должно за что-то платить. За что? И тут надо этому государству в ответ предоставлять документы.

О заключенных, служивших у "музыкантов"

В госпитале общался с теми, кто вышел по амнистии. Они говорили: "Два месяца осталось (до амнистии. – Прим.авт.), надо как-то протянуть". Говорили, что их достали с зоны, обучили, дали оружие. Они заходили на какой-то сайт, где смотрели погашена судимость или нет.

Заключенные, ставшие "музыкантами", надеялись, что смогут погасить свои судимости. Pravda Komsomolskaya / Russian Look
Заключенные, ставшие "музыкантами", надеялись, что смогут погасить свои судимости. Pravda Komsomolskaya / Russian Look

О нравах в ЧВК

Информацию об отрезании фаланги пальца за пьянки я подтвердить не могу, но по ребрам серьезно за это дело получить можно было. Денежные штрафы были. То, что людей могли бить, это да. За употребление наркотиков, которые в арабских странах распространены, могли наказать.

Об обмундировании

Летное обмундирование давали полностью. Что касается вооружения и авиационной экипировки, то они оставляли желать лучшего. Не исключаю, что они, скорее всего, шли Компании по связам с министерством. Зачастую это было что-то старое, починенное, перепаянное. Но эксплуатировать это можно было. Вооружение было неплохое: автоматы АКСУ давали, маленький такой, укороченный, гранаты, рацию.

Медаптечка была, скажем, не очень. По сравнению с теми, которые я увидел у… (небратьев. - Прим.авт.), наша сильно уступала. У них были натовские аптечки. Но летчик на аптечку не особо надеется. Если пронесет, то вернешься. Если нет, то она не пригодится, ведь вариантов выжить на передовой немного.

О плене

Была стандартная задача – нанести удар по установленным координатам, чтобы помочь продвижению пехоты. Вылет был вечерний. Была проблема – полное отсутствие навигации. Все из-за того, что самолетики у нас довольные старые . Ориентироваться на незнакомой местности на предельно малых высотах довольно сложно. Из навигационного комплекса ничего не работает, исключительно курс, скорость, время, расстояние. Определить точное расположение для нанесения удара было непросто. Зачастую приходилось работать визуально. Соответственно, также визуально можно и получить в ответ. Что со мной и произошло.

При нанесении удара в самолет две "Иглы" попали в двигатели. Сбили. Пытался приземлиться в поле. Предполагал, что эта наше территория, потому что все объекты (по которым работали. - Прим.авт.) были чуть-чуть за линией фронта. Секунды четыре летел еще в сторону своих, думал, что наверняка это наша территория. Самолет начал крениться и падать в лесопосадку. Катапультировался и приземлился сразу в окопы.

Там стояли ребята, говорившие по-русски. По форме не поймешь, кто они. Скотча на руках, как показывают в видео, не было. Небритые, грязненькие, с автоматами. Поздоровался на русском, ответили на русском. Попытался спросить позывные командиров отрядов, потом подумал: "Кого я спрашиваю?!". Я ведь сам на передовой никого не знаю. Паролей для связи у меня не было. И после того, как меня начали бить, понял, что это не наши, хотя ругались они по-русски. На передовой, когда били, пришлось потерпеть. Люди озлобленные, потому что им сверху постоянно "насыпают", а ты даже не знаешь, кто это делает. Они видят взрывы, товарищи их гибнут. А тут пилот, а авиация никогда никто не любил. И затворами у уха щелкали и яму себе копать отправляли. Предлагали расстрелять. Думал: "Стрельнули бы и всё". Я считал тогда, что мне конец. Летчиков, как разведчиков и снайперов не берегут. Их надо уничтожать. Раньше, как говорили: "Если летчик попал в плен, то это всё". Что ж, всё значит все.

Связали, притащили в бункер. Только по голосу понял, что санитарка там была. Осмотрели меня. Одежду все посрезали, травмы посмотрели. При катапультировании спину я повредил. Предложили обезболивание сделать. Я отказался, а потом началась беседа со всеми подряд. "Что ты сюда пришел? Ты пришел нас убивать! Крым наш"

Попутешествовал затем по передовой, на допросы меня водили с представителями спецслужб. Потом перевезли в лагерь, более подготовленный для приёма военнопленных. Пленных было комнат пять. Это была "пересылка". Даже не лагерь, а зона строгого режима какая-то бывшая. Не приспособлена она была под лагерь для военнопленных. Камера, койка, туалет в камере. Еды вполне хватало. Пайки иногда были такие, что съесть все было трудно,хотя вроде каша да суп пустой. Можно было пополнеть из-за того, что целый день не двигаешься и ничего не делаешь. Туда прошел по камере, обратно прошел. В плену провел почти пять месяцев.

О допросах

Я пилот, не стратег. Ничего почти не знаю. Говорил: "Могу рассказать, как самолет летает". Для пыток используют всё, что есть под рукой, а вот приспособлений особенных я не видел. Что он схватил, тем я и получил. Глаза завязаны , и ты не понимаешь, что происходит. Кто-то заходит, кто-то бьет, потом другие люди заходят, которые: "А скажите, а расскажите. А вот есть такой вот вопрос".

А что я могу им рассказать?

Разведка работает у них. На следующее утро много обо мне знали. Наверное, из соцсетей. На утро и фотографию семьи показали . "Вот ты, вот ты. Почему говорил, что фамилия у тебя другая?". Я и, правда, сначала свою фамилию не говорил. И что я из ЧВК сперва они не знали. Я сказал, что я строевой из Владивостока. Утром они пришли и сказали, кто я и откуда прилетел. Сказали мне: "Ваш борт – это ЧВК". Били-пытали, но это война.

Об обмене

Не знаю, кто меня менял, МО РФ или ЧВК. Вопроса об обмене не было вообще. Нас перевели вглубь страны. Там был специализированный лагерь для военнопленных. Даже связь с семьей там была налажена. Красный крест хорошо работает. Письма от родных приходили. Ребятам из ЛНР и ДНР посылки даже передавали. Там я получил весточку от жены, что она в курсе, что со мной. Тем более, я когда уезжал (за ленточку. – Прим.авт.), ничего ей не рассказывал.

Мне сразу обрисовали ситуацию, что летчиков не меняют. Каждый военнопленный проходил экспертизу. решали, как наказать в соответсвии с уголовным кодексом. Грозило от 12 лет до пожизненного заключения . Сказали, что летчики – товар штучный, и ты, скорее всего, здесь останешься навсегда. Тоже неплохо (смеется). Думал, что будет победа, то и обмены будут. Но особо на это не рассчитывал.

Людей меняли. Много меняли. Мелки, небольшие такие обменчики. Ребят из ЛНР и ДНР быстро выдергивали. Там, видать, связь лучше налажена. А офицеры и летный состав сидели по камерам. Когда смог по тюрьме перемещаться, узнал, что офицеров-танкистов тоже меняли. Хотя и пленных летчиков я там встречал.

Андрей провел в плену пять месяцев и два месяца после освобождения находился уже в нашем "отстойнике".  Скриншот с канала AVIADOZOR . t.me/AVIADOZOR
Андрей провел в плену пять месяцев и два месяца после освобождения находился уже в нашем "отстойнике". Скриншот с канала AVIADOZOR . t.me/AVIADOZOR

Пришли как-то и сказали: "Собирайся". Повезли куда-то, ничего больше не говоря. Сначала одного везли. Прибыл в лагерь, куда в самом начале попал. И опять все замерло. Я подумал:

"Буду ждать дальше".

Утром поднимают, оделся, голову мне бинтом перемотали и вперед. В машину посадили. Офицер сказал , что будет обмен, будьте осторожны. Обмен был не такой, как показывают "в кино" – на мосту. Нас всего набралось четверо. Происходило это на линии боевых действий. "Грады" рядом работали, грохот стоял.

Андрея и еще трех пленных обменяли в районе, где "Грады" регулярно грохотали. © Tsitsagi Nikita / news.ru
Андрея и еще трех пленных обменяли в районе, где "Грады" регулярно грохотали. © Tsitsagi Nikita / news.ru

Нас высадили, сказали, что надо идти два с половиной километра прямо и не оглядываясь. Предупредили, что везде снайперs, а дорога может быть заминирована. Сказали, чтобы под ноги смотрели и шли на расстоянии 10-15 метров друг от друга, чтобы, если кто-то наступит, то мина остальных бы не ранила. Предупредили, что спасать не будут, а спасать ли подорвавшегося – дело наше личное. Шли мы, шли, навстречу украинцы пленные. Поздоровались переглянулись и пошли дальше. И они своих раненых потащили.

Новый год Андрею удалось встретить дома с родными. © Maksim Konstantinov / Global Look Press
Новый год Андрею удалось встретить дома с родными. © Maksim Konstantinov / Global Look Press

Пришли к своим, нас в машину закинули, и быстро-быстро оттуда уехали. Пока мы в "отстойнике" были, были и прилеты ночные. Вроде и на своей территории, вроде и не участник боевых действий, а снаряды рядом рвутся. Через какое-то время этот пункт накрыло. Получается, что мы еще вовремя оттуда уехали.Жене сообщили, что обмен был, а никакой связи и дополнительной информации не дали. Мы вроде бы у своих, а со своими не связаться. Какое-то время нас держали без связи. Месяца через два с половиной дома был. Под самый новый год отправили домой.