«Зюзинская маньячка» — так её прозвали московские газеты. Она совершила 2 убийства и 4 покушения, главным образом, в столичном районе Зюзино.
Мария Петрова родилась в 1978 году. Работала педагогом — преподавала физкультуру в одном из техникумов в Москве.
Однажды она стала жертвой изнасилования — это характерно: многие маньяки до начала убийств испытывали на себе сексуальное насилие, что является одним из формирующих факторов. Насильником был молодой парень. А на работе в техникуме Мария подвергалась домогательствам пожилого коллеги. Впоследствии двумя убитыми ей жертвами станут именно молодой и пожилой мужчины.
По свидетельствам близких, Мария была замкнутой и необщительной. Состояла на учёте в психоневрологическом диспансере. Имела маскулинные (мужские) признаки — рост выше среднего, широкие плечи, мускулистую фигуру, грубый голос.
В начале марта 2002 года, вечером, на остановке общественного транспорта возле кинотеатра «Шалом» в районе станции метро «Варшавская» Мария Петрова убила 20 летнего Сергея Макарьева двумя ударами ножа — в шею и брюшную полость. При этом, несмотря на присутствие на улице свидетелей, она не скрылась сразу, а, стоя с окровавленным ножом в руке, понаблюдала за агонией жертвы и убедилась, что «дело сделано» и новых ударов не потребуется. Приехавшая «скорая помощь» подобрала уже мёртвое тело.
27 марта — вторая убитая жертва: 60-летний пенсионер Николай Жабин, к которому Петрова подкралась сзади и перерезала ножом горло. Случилось это на Сивашской улице.
Так Мария Петрова действовала и в дальнейшем — гуляла с ножом по определённому маршруту в Юго-Западном округе столицы во время от 16 до 21 часа («час пик»), пока не замечала подходящую жертву. Но жертвы её последующих нападений выжили. Большинство из них были пожилыми мужчинами в нетрезвом состоянии.
Как видим, Зюзинская маньячка была серийной убийцей мужского типа, скажем так. Обычно серийные убийцы женского пола убивают людей, с которыми у них есть какая-то связь — клиентов (как, например, Эйлин Уорнос), знакомых, родственников, иногда даже собственных детей! — и делают это другими способами и в других обстоятельствах, а Мария Петрова вела уличную охоту с ножом на незнакомых людей — как многие «классические» маньяки мужского пола.
Милиции вскоре удалось напасть на след Зюзинской маньячки, поскольку сохранилось множество свидетельских показаний (полученных, в том числе, от уцелевших жертв), а действовала она в одном районе и имела «публичную» профессию преподавателя в техникуме. Задержали Марию Петрову в её квартире в ночь на 23 апреля 2002 года. На допрос вызвали также её родителей.
На вопросы следователей Мария отвечала спокойно, была адекватной. На следственных экспериментах на местах преступлений охотно и подробно рассказывала обо всём. В результате летом ей инкриминировали 105 статью УК РФ (убийство). Однако психиатрическая экспертиза, больше месяца проводившаяся в Институте имени Сербского, выявила невменяемость маньячки (такой вывод специалисты сделали, в основном, из анализа не её личности, а её преступлений) и осенью 2002 года Мария Петрова, избежав тюремного заключения, отправилась на принудительное лечение в спецбольницу закрытого типа.