Авторский обзор основных трендов в российской экономике от нашего эксперта, финансового и бизнес-аналитика Дмитрия Факторина.
Завершился первый квартал 2024 года и уже можно подвести его итоги, проверить адекватность представленных нами в конце прошлого года и в начале нынешнего прогнозы, а также порассуждать о ближайших перспективах по нашей и мировой экономике.
Как мы и предполагали мощный бюджетный импульс декабря 2023 года и первых двух месяцев года текущего обеспечил нашей экономике январский рост на 4,6%, еще 7,7% экономика прибавила в феврале, за март данные еще не подведены, но можно с уверенностью сказать, что 1-й квартал покажет не менее 4% роста. Такие сильные результаты явно не ожидались ни экономическим блоком Правительства, ни Центробанком, ни самими участниками экономических отношений. Надо особенно отметить, что столь выдающийся рост был достигнут на фоне крайне жесткой ДКП со стороны Банка России. На днях глава этого ведомства отметила, что высокая ключевая ставка по факту не повлияла на положительную динамику экономики, как ожидалось
еще осенью 2023 года. Так ли это? Порассуждаем в следующих обзорах, а также попробуем определиться с трендами до конца года.
Курс рубля на протяжении всего 1-го квартала оставался стабильным, прошедшие президентские выборы тоже не привнесли динамики, что полностью совпало с нашими ожиданиями. Сейчас многие эксперты прогнозируют ослабление национальной валюты на горизонте до конца года,
называя разные уровни и рубежи, не исключая 100+ рублей за доллар. В следующих обзорах постараемся поспорить с этими утверждениями, опираясь на данные платежного баланса России по итогам 2023 года, динамику мировых сырьевых цен, инвестиционной привлекательности нашей экономики в глазах «дружественных» стран.
На чем сделаем упор?
Первое – наша экономика хронически профицитна по торговому балансу и балансу услуг; внешние инвестиции – под ограничениями; совокупный внешний долг экономики с 2022 года уменьшился более, чем на 40% и в настоящее время долги в иностранной валюте составляют жалкие 200 млрд. долларов и то, в основной массе заблокированными ответными действиями России на недружественные санкции.
Второе – положительная динамика сырьевых активов набирает силу, ожидания
охлаждения мирового спроса не оправдываются, геополитические и логистические риски растут.
И третье – основные наши «друзья» еще даже не начинали инвестировать в нашу экономику, потенциальный поток таких инвестиций крайне незначительный для наших партнеров – одновременно может является масштабным для показателей отечественного платежного баланса.
В общем, куда будем девать валютные профициты?
Мировая инфляция в начале года снижается. Но, устойчивость такого снижения, как мы и предполагали в январе, была сильно переоценена рынками. Еще в начале года мировые эксперты прогнозировали шести кратное снижение ставок ФРС на 0,25% каждое, предполагая такие действия в ответ на понижательную динамику индекса потребительских цен, а доходности 10-и летних государственных облигаций США приближались к уровню в 4% годовых. Реальность оказалась не такой радужной – сегодня аналитики ждут не более 2-х снижений ставки от центрального банка США, а доходности облигаций штурмуют уровень в 4,5% годовых. В России темпы роста цен тоже снижаются. На днях глава Банка России заявила, что пик инфляции пройден, сегодня она находится вблизи отметки в 6%, но надо сохранять осторожность. Снижения ставки ранее второго полугодия наш центробанк пока не прогнозирует.
В следующих обзорах порассуждаем о влиянии ставки Банка России на инфляцию в нашей стране, поговорим о факторах инфляционных процессов в разных странах, пофантазируем на тему «может ли в западных странах быть инфляция, а у нас и в Китае - дефляция». А что, если может?
На днях была представлена информация об исполнении федерального бюджета РФ за 1-й квартал. Цифры вышли очень сильные: доходы на 53,5% превысили показатели за аналогичный период прошлого года. Несмотря на бюджетный импульс января-февраля 2024 года – дефицит бюджета составил всего 600 млрд. руб. при росте расходов на 20% по сравнению с 1 кварталом 2023 года. Напомним, в 1 квартале 2023 года дефицит был 2,4 трлн. рублей. В конце прошлого года многие аналитики критически оценивали достижение бюджетом плановых показателей на 2024 год, предрекая рекордные бюджетные дефициты по его итогу. В ответ на такой пессимизм рынок государственного долга демонстрировал и до сих пор демонстрирует слабость – индекс RGBI держится у своего годового минимума в 114 пунктов.
В последующих обзорах попробуем спрогнозировать дальнейшую динамику в исполнении бюджета и порассуждать: доходность длинных ОФЗ в 13,5% - это много или мало в текущих реалиях?