Любите ли вы «На дне» М. Горького?
Странный вопрос, особенно для тех, кого травили произведениями этого писателя в советских школах на уроках литературы! Помню, как скучно, тягуче и бесконечно долго нам втолковывали о революционных настроениях Сатина и лживой сущности Луки, как объясняли, что главная идея «На дне» - социальное неравенство и угнетённое положение этих людей, которые не хотят жить по - старому, а верхи соответственно не могут, и это предпосылки к созданию революционной ситуации , а Максим Горький как истинный пролетарский гений это предвидел, прозрел и воспел. И т.д. И т.п.
Мне казалось, что никогда больше не притронусь я к этому произведению!
Но будучи студенткой сделала попытку проникнуться, понять и полюбить «На дне», посмотрев спектакль в БДТ. Но потерпела фиаско и ещё больше укрепилась в убеждении , что всё это так тоскливо, тяжело и депрессивно , что не стоит ли и в самом деле повеситься или прыгнуть в Фонтанку.
И если бы мне сказали, что через несколько лет пьеса Горького станет одним из моих самых любимых драматических произведений, я бы не поверила.
Но всё так и случилось! Сегодня я очень люблю «На дне»! Просто обожаю! Но с одной маленькой оговоркой - в постановке Театра Дождей!
Дело в том, что Театр дал мне понять одну вещь . Драматургию нельзя назвать самодостаточным жанром. Пьеса - это эскиз картины, где дан сюжет, обозначены герои, намечены характеры. Но сделать картину живой, наполнить её красками, насытить чувствами, вдохнуть в неё душу, раскрыть, не искажая смыслов, идею автора, может только Театр. Режиссер, сценограф, актеры – вот те художники, от которых зависит, станет ли произведение шедевром, от которого будут звенеть и плакать души зрителей, или обычной посредственностью, оставляющей людей недоуменно- равнодушными.
Понять это мне помог спектакль Театра Дождей «На дне» в постановке Н. В. Никитиной . Глубокий, одухотворенный, неисчерпаемый, смотреть который можно бесконечно, каждый раз открывая всё новые и новые смыслы.
Постановка Н. В. Никитиной свободна от штампов и политической окраски. Главной темой спектакля становится не социальное неравенство и угнетенность обитателей ночлежки, а их поиски Веры и Правды и с этой точки зрения «На дне» предстает как глубокая, мировоззренческая, философская вещь, с большой долей юмора и иронии.
Трехчасовое , сложное, полифоническое действие «На дне» проходит на одном дыхании и для зрителей, и для актеров!
Спектакль добрый, мудрый, философский , местами веселый! Но это вовсе не означает, что в Театре Дождей поставили по драме Горького комедию или водевиль. Нет! Пьеса не изменена ни на йоту! Но режиссер Наталья Никитина предлагает посмотреть на жизнь обитателей ночлежки в ином, неожиданном ракурсе :
« Стала перечитывать «На дне», и вдруг оказалось, что пьеса очень смешная. Я читала и смеялась, причем смеялась и от парадокса, и от удивительных мыслей автора. Я просто забыла о соцреалистическом взгляде на эту пьесу и поняла, что герои живут «на дне» потому, что это их выбор, плата за внутреннюю свободу. «Дальше Сибири не сошлешь», и ниже дна не опустишься. Когда человек оказывается на самом дне и ему нечего терять, он становится свободен. Васька Пепел спрашивает: «Скажи, старик, бог есть?», — Лука отвечает: «Коли веришь — есть, не веришь — нет. Во что веришь, то и есть». Совершенно по-другому воспринимаются монологи Сатина. Они избавлены от пафоса. Они очень глубокие, философские. Я много читала самого Горького об этой пьесе, и мне кажется, он сам не понял, что написал. Мы убрали страдания, и появилась совершенно непривычная реальность, в которой люди постоянно друг друга разыгрывают. Вот хочет кто-то вознестись — его разыгрывают, причем разыгрывают по-доброму, и получается смешно. А если человек смеется над собой, его трудно обидеть…»
Н. В. Никитина
Такой нетривиальный взгляд на хрестоматийное произведение Горького меняет его до неузнаваемости!
В Театре Дождей был случай, когда зритель , посмотрев первую часть «На дне» пришел в антракте к администратору и потребовал текст пьесы, выразив возмущение, что здесь играют не Горького! Всю вторую и третью часть спектакля он сидел с книгой и сверял пьесу с тем, что происходило на сцене. Вышел он совершенно потрясенным тем, что спектакль игрался точно по Горькому и тем, что этот Горький совсем не похож на того классика, которого он в свое время «проходил» в школе.
Удивление этого зрителя понять можно. Совсем не революционно смотрится эта знакомая всем пьеса самого пролетарского писателя. И если бы эту постановку увидели вожди мировой революции, думаю, сам Горький был бы обвинен в мелкобуржуазной философии, упадничестве, мракобесии, а то и в предательстве идеалов социалистической революции! Текст не изменен, слова там те же, что мы знаем ещё со времен школы. Но поняты они по-другому, не с точки зрения идеологии, а с общечеловеческой точки зрения.
После этого спектакля о ночлежке и обитателях « Дна» не остаётся ощущения тяжести, подавленности. И в этом , кроме всего прочего, «виноват» финал спектакля. У Горького пьеса заканчивается внезапно, обрывом. Но, по мнению режиссера Н.В. Никитиной - «зрителя нельзя в состоянии обрыва выпускать из театра на улицу, и нужно сделать ещё что-то дальше, для того, чтобы было завершение. Мы впускаем зрителя в наш мир и должны его жизнь там завершить так, чтобы он не выходил из театра, получив удар в солнечное сплетение, чтобы у него была возможность выдохнуть и выйти с заполненной головой, заполненной душой, заполненным сердцем…»
И после подобного бережного режиссёрского подхода к чувствам зрителей появляются вот такие отзывы:
« Я человек очень впечатлительный, но когда это впечатывается в каждую клеточку, когда ощущение, что ты наполнен до краев невероятным чувством удивления, упоения и благодарности(такое бывает не часто) - этим точно надо делиться.
Причем, незамедлительно!
Любимый (уже!) Театр Дождей, ставшие (уже!) родными - актеры, под чутким руководством главного режиссёра театра Натальи Никитиной, сотворили настоящее Чудо - спектакль "На дне" по пьесе М. Горького.
Театр встретил своей привычной Петербургской погодой - дождем.
Символично.
Зал плакал вместе с погодой, городом, героями.
Все сплелось воедино.
А послевкусие - светлая радость и легкая грустинка: жизнь хороша только тогда, когда с Богом.
В образе Луки в ночлежку спустился Бог и все стало прозрачно и понятно:
- где правда и нужна ли она;
- для чего на Земле человек и может ли он носить это гордое имя;
- возможно ли прощение и воскрешение;
- и почему я шла, наполненная, и боялась расплескать в себе это невероятное послевкусие удовольствия и полноты жизни, подаренной мне просто так.»
(Со страницы ВКонтакте Полины Арефьевой)
Спектакль Н. В. Никитиной стал настоящим откровением, открытием и потрясением не только для меня. Постижение «Дна» Горького продолжается каждый раз - с премьеры до сегодняшнего дня. Зрители выходят ошарашенные.
Вот ещё один отзыв, который я недавно нашла в сети. Как мне кажется , он в полной мере отражает чувства и впечатления человека , впервые посмотревшего «На дне» в Театре Дождей :
« Все, что написано Горьким - все сыграно актерами. И сыграно так, что выходя из театра, ты не понимаешь – то ли тебя обухом по голове стукнули и ты в беспамятстве, то ли Литургию трехчасовую отстоял и ты в эйфории.
То есть ты провел три часа в ночлежке, с людьми социального дна, а выходишь просветленный и осчастливленный. Такова сила театра. Очень хорошего театра.»
В этот раз, когда спектакль закончился и мы стояли у выхода , я услышала, как молодая девчонка, в порыве чувств громко говорила - «Блиииин! Как же скучно это было читать! И как же интересно смотреть! Какой оказывается Горький офигительный!»
Н. В. Никитина поставила «На дне» ещё в 2005 году. Но, по ряду причин, спустя какое-то время , он исчез из репертуара Театра Дождей. Пока спектакль не шел, люди, успевшие увидеть и полюбить «На дне» просили его вернуть, и сами актеры очень скучали по этой работе. И наконец , 12 июня 2016 года спектакль окончательно вернулся в репертуар.
Сегодня он пользуется огромной любовью зрителей и идет с неизменными аншлагами. Приходят не только увидеть впервые, приходят пересмотреть . Как мы с подругой, например. «На дне»идёт не часто, примерно раз в два месяца и мы стараемся не пропустить его показ! Спектакль даёт ощущение полного погружения в атмосферу действия и кажется что мы сами находимся в ночлежке и всё происходит здесь и сейчас ! Актёры не играют, а живут на сцене и мы становимся не сторонними наблюдателями , а соучастниками всего что происходит , забывая что это пространство театра! Это удивительное чувство сопричастности, которое в полной мере я испытываю только здесь . И желание снова и снова пережить это заставляет вновь покупать билет «на дно» в любимый маленький Театр со светлой душой.
Если вы не любите Горького и живёте в Петербурге , у вас есть возможность убедиться в справедливости всего вышеизложенного самим. А если ваш приезд в наш прекрасный Город совпадает с показом спектакля «На дне» в Театре Дождей - очень советую! Главное – успеть купить билеты!
А как вы относитесь к пьесе «На дне»и её автору? Смотрели ли в театре постановки по Горькому? Поделитесь в комментариях . Поговорим о классике.
Всегда благодарна новым подписчикам.
Если вам было интересно , отметьте пожалуйста 👍, это помогает продвижению канала.
Спасибо за внимание !
До встречи !