Современные автомобильные технологии не только переворачивают наше представление о транспорте, но и открывают новые горизонты для безопасности, удобства и экологичности. Автопилот, умные камеры, мощные аккумуляторы и даже самозаряжающиеся дороги: в этой статье мы рассмотрим самые инновационные разработки, которые кардинально меняют наш взгляд на мир авто и предвещают яркое будущее для индустрии.
Автопилот пришёл в повседневность
Да-да, этим ноу-хау сегодня уже никого не удивишь. Из чего-то экспериментального и фантастического автопилот переходит в разряд повседневного: беспилотные автомобили «Яндекса» уже курсируют по Москве (и на федеральной территории «Сириус», примыкающей к Сочи). Пока, правда, поездки происходят строго по ограниченной территории, а в салоне — для подстраховки системы — находится человек.
Ещё в 2023 году в России начали ездить беспилотные грузовики. Пока — только между Москвой и Петербургом. В этом году беспилотные грузовые перевозки распространят на трассы М-4 «Дон» и М-12 «Восток». Сейчас по трассе М-11 «Нева» в рамках эксперимента курсируют девять таких грузовиков: шесть — от «КамАЗа» и три — от «Сберавтотеха». К концу года общее количество транспортных средств, участвующих в тестировании, планируют увеличить до 43 машин.
Эксперимент призван проверить коммерческую целесообразность использования беспилотных грузовых автомобилей и подготовить инфраструктурную, законодательную и прочую базу для внедрения автоматизированного транспорта в постоянную практику.
К 2030 году беспилотные перевозки в России будут проходить по почти 20 тыс. км федеральных дорог. Причём, фуры (у них в кабине тоже пока находится человек) ездят не пустыми, а реально работают — начиная с лета 2023 года они уже перевезли более 10 тонн груза.
Предприниматели уже ощутили эффект от новой технологии: если машиной управляет водитель, то он по закону обязан проводить за рулём не более 9 часов в сутки и делать обязательные перерывы в движении. А с беспилотными авто ситуация иная, ведь такие машины могут работать без перерывов 24 часа в сутки. И даже если там сидит человек, то он считается не водителем, а инженером-испытателем. Поэтому к нему строгие меры контроля уже не относятся.
BMW анонсировала «автопилот» третьего уровня автономности. BMW Personal Pilot L3 позволит водителям отпускать руль в пробках и на шоссе при скорости до 60 км/ч. При этом водитель в этот момент сможет даже переписываться в мессенджерах.
А китайская компания Baidu в 2023 году представила роботизированное такси нового поколения. Пассажирские перевозки без водителя станут экономически выгоднее: поездка на роботакси будет стоить половину сегодняшней цены, — заявляют производители.
Самовосстанавливающаяся плёнка
Ни один автомобиль не застрахован от появления сколов, мелких царапин и потёртостей во время его эксплуатации. Новая плёнка от производителя «Llumar» способна самостоятельно избавляться от повреждений буквально за считанные минуты. Секрет — в особом мягком слое, который не твердеет даже после нанесения плёнки и её застывания. Конечно, эффект не вечный, и после нескольких повреждений магия исчезнет. Но если это, в примеру, рандомно прилетающие камушки — то решение станет неплохим выходом из неприятной ситуации.
Технология, которая заменит краску
BMW представила технологию i-Vision Dee и покрыла автомобиль материалом, который по своим характеристикам похож на электронные книжки. Благодаря технологии машина способна не только менять цвет, но даже предоставляет возможность делать рисунки на кузове.
Камеры 540 градусов
Это изобретение далеко не вчерашнее. Но именно в прошлом году камеры «тотального» обзора стали массово использовать в России.
Смысл системы камер 540 градусов в том, что она показывает не только то, что происходит вокруг автомобиля (а это очень удобно при парковке), но и ситуацию под днищем кузова: эта опция пригодится на бездорожье: там-то Вы непременно ощутите всю прелесть обзора.
Аккумуляторы с быстрой зарядкой
Электромобили тоже стремительно захватили мир и уже точно не уйдут с дороги. Демонстрируя несомненные преимущества, отнюдь, электрокары имеют один существенный недостаток — проблемы с зарядкой. Если у обычного автомобиля процесс заправки бака занимает меньше пяти минут, то зарядка электромобиля может продлиться несколько часов.
И вот Toyota «грозится» к 2025 году разработать новый тип твердотельных аккумуляторов, которые будут меньше весить и быстрее заряжаться. Также будет снижен их размер примерно на 50% относительно тех, что используются сегодня. В Toyota давно разрабатывают такой тип аккумуляторов, но раньше речь шла про 2030 год, что кажется более правдивым, потому что во второй половине 2023 года не было ещё ни одного прототипа, который бы уже работал на новых энергоносителях. Но проект, несомненно, амбициозный!
Ремень безопасности с подогревом?
С подогревом бывают стёкла машины, кресла, зеркала и даже руль. Но на международной выставке потребительской электроники CES в Лас-Вегасе в 2023 году был презентован ещё и «тёплый» ремень безопасности.
Компания ZF, которая изобрела этот ремень, уверяет, что он может нареваться до 40 градусов. И этого достаточно, чтобы вместе с подогревом кресел и руля обеспечивать водителя нужным количеством тепла даже в экстремальные холода. Кроме того, отпадает нужда включать печку на полную мощность, что позволит увеличить запас хода электромобилей зимой до 15%.
Контроль за состоянием водителя
Научиться контролировать состояние водителей пытались ещё в прошлом веке. Правда, не совсем удачно: водители всё равно засыпали во время долгих поездок.
Раньше на помощь приходили камеры видеонаблюдения: если глаза закрыты — значит водитель спит и пора включать сигнал тревоги. Сегодня изобретатели — в частности, компания Harman — делают ставку на измерение пульса и анализ дыхания.
Все данные будет анализировать система с искусственным интеллектом, которая подстроится под конкретного человека. А если водитель устал после работы и нервничает, то ему предложат маршрут с минимумом пробок (хорошая идея, только как система найдёт такой маршрут, если пробки, как правило, во всём городе?..)
Заряжающие дороги в Швеции
Дорожное полотно, при движении по которому электромобиль заряжается — звучит довольно фантастично, не так ли? Но в Швеции уже разрабатывают такую дорогу, строительство которой планируется начать в 2025 году. Сначала колесить по ней сможет только грузовой и коммерческий транспорт, а после, если эксперимент признают удачным, новшество станет доступно всем автовладельцам.
Планы правительства Швеции крайне амбициозны — они включают возможность снизить размеры автомобильных аккумуляторов на 70%. Но есть одна проблема — никто для Швеции не будет разрабатывать индивидуальных машин, если во всём остальном мире таких дорог не будет, а сама страна электрокаров особо-то не производит. Технология, бесспорно, безумно интересная: она могла бы позволить вообще забыть про зарядку, но пока — это выглядит, как ещё один безумный проект от «зелёных», у которого нет будущего.
О каких ещё технологиях знаете Вы? Расскажите в комментариях.